Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


20:13
26
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Президент Российского союза молодых ученых Василий Попов
Президент Российского союза молодых ученых Василий Попов

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


20.10.2005

Перспективы развития молодежной науки в контексте национального проекта реформирования образования и науки

Попов Василий Николаевич

  • Президент Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Воронежского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • доктор биологических наук;
  • профессор кафедры физиологии и биохимии растений
    Воронежского государственного университета;
  • Председатель Совета молодых ученых
    Воронежского государственного университета.

Выступление состоялось 20 октября 2005 года на Съезде молодых ученых России. В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография.

Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2003 г. 169,9 млрд. рублей (44% в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2003 г. равнялась 1,28% (в 1990 г. – 2,03%). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии.

Основной причиной утечки кадров и сокращения материально-технических средств в науке является недостаток финансирования этой сферы.

Основным источником финансирования науки в текущий период являются средства бюджета. В 2003 г. доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 58,4, по государственному сектору науки – 76,4% и по сектору высшего образования – 61,1% и 64,5%.

Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась на 55,8 % (с 1943,4 тыс. человек в 1990 г. до 858,5 тыс. человек в 2003 г.). Итогом переходного периода экономики страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса – исследователи (на 58,7% за 1990-2003 гг.); численность вспомогательного персонала сократилась на 55,3%, хозяйственного – на 27,4%.

Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса ВЦИОМ в 1999 г., профессия ученого является престижной в оценках только 1% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной – 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% – весьма престижной и 20% – престижной.

Фактически не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России. По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам. Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства (90 %) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда ученых на родине. В начале 2004 г. средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 7082 руб. (около $250), что примерно в 4 раза ниже, чем пороговая величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции научных кадров из России.

Ощутимое сокращение касается параметров материально-технической базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к 1990 г. – почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля машин и оборудования. Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с 60% до 30%. Доля оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла почти 27%.

Что делать? Каковы пути выхода из кризиса?

Государство сформулировало стратегию развития науки и образования до 2010 года. Они подразумевают:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 55% в 2010 г.

Но эта величина все еще заметно ниже чем в постиндустриальных странах. К тому же ключевой вопрос – эффективность использавания средств и прежде всего снижение административных расходов. На наш взгляд наиболее эффективным является сочетание бюджетного финансирования инфраструктурных проектов в науке и расширение сети грантов. По личному опыту более всего доверия вызывает РФФИ, где экспертами являются широкий круг исследователей, непосредственно вовлеченных в исследования и имеющих авторитет в научной среде. Сеть грантов должна быть всеохватывающей, начиная от аспирантов (с годовым финансированием порядко 100-150 тыс. руб) и заканчивая целыми исследовательскими институтами. Естественно возникает вопрос оценки качества исследований и их эффективности, что в фундаментальных исследованиях вопрос не тривиальный. Оддин из вариантов предусматривается самой Стратегией.

2. Укрепление престижа российской науки, в частности уровень цитируемости российский ученых растет с темпом не менее 15% в год, при этом усиливается приток молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 35% к 2011 г.

Индекс цитирования в современных условиях – не панацея. Но приемлимый механизм эффективности работы ученого. Конечно нельзя забывать о инновационной составляющей науки, но в условиях глобализации мира знаний только признание мировым сообществом может гарантировать независимость оценки того или иного исследования. Время научных мануфактур, увы, прошло, сегодня это высокотехнологичная индустрия и поддерживать в первую очередь надо ведущие лаборатории, создающие научнуб продукцию – публикации на мировом уровне. НО надо поддерживать систему реферируемых российских журналов, облегчать доступ к ним международного научного сообщества. И особое внимание необходимо уделять интеграции науки и образования. Пусть сегодня студент и выполняет не самую инновационную работу, но он учится и может быть завтра именно он будет делать открытия мирового уровня. Единичные лаборатории не решат проблему сохранения науки, нужно университетское и научное сообщество.

Привлечение молодежи в науку сегодня требует реформирования системы мотиваций. Если университеты и институты не могут обеспечить высокий уровень доходов своим сотрудникам (а это мировая тенденция), то необходимо развивать систему профессионального и личностного роста. В традициях российской интеллигенции всегда ключевой была поговорка "Не хлебом единым..." Необходимо формировать позотивное общественное отношение к науке и образованию. Ключевой является проблема решения жилищного вопроса российских молодых ученых. Сегодня существует масса национальных и региональные программы, нацеленные на решение "квартирного вопроса" для молодежи. Однако, все они остаются малоэффективны, не давая молодым ученым реального шанса на учучшение жилищных условий, и не позволяя закрепить таким образом молодых специалистов в области образования.

Одним из важнейших механизмов увеличения привлекательности науки и увеличения ее общественной значимости является коммерциализация научных знаний и технологий. И здесь тоже важную роль играет господдержка.

Стратегия развития науки ставит следующую задачу:

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности, возрастание отношения объема нематериальных активов, поставленных на баланс. Устойчивый рост числа малых предприятий в инновационной сфере (до 30 тысяч к 2011 г.), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.

Увы, но решение подобной задачи требует коренного реформирования системы управления наукой. В первую очередь необходимо принятие законов о распределении прав интеллектуальной собственности между исследователем, университетом (иститутом) и федеральным правительством. Подобный закон уже почти 10 лет перерабатывается, но так и не вступил в силу. В США полный отказ федеральных финансирующих агенств от авторских прав в пользу университетов вызвал взрывной рост числа патентов в академической среде и бурный рост малых инновационных предприятий в этой области. Это один из способов поддержки промышленности государством, когда оно финансирую НИОКР, передает его в промышленность за относительно симводическую плату. Так в США только 9% расходов на науку оплациваются индустриальными компаниями, тогда как доля федерального правительства составляет более 70%.

Второй задачей в этой связи является появление в университетах и в научной среде подготовленных управленцев, способных помочь исследователю в управлении научными исследованиями, в партентовании и во внедрении полученных результатов. Первые попытки подготовки специалистов подобного профиля есть (МФТИ и др.), но необходима национальная система подготовки, переподготовки и квалификации этих специалистов.

Для решения следующих задач:

4. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 13,6% к 2007 г. и 20% к 2010 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

5. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2007 г. – до 8%, к 2011 г. – до 15%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2007 г. – 9%, к 2011 г. – 20%).

Необходимо принципиальное решение в финансовой политике. Налоговое стимулирование проведения НИОКР должно стать инструментом госинвестиций в будущее. В первую очередь эта политика может реализовываться за счет инвестиционных льгот по налогу на прибыль, кроме того возможны и прямые налоговые льготы по социальному налогу, налогу на имущество для оборудования, связанного с НИОКР. Не слишком разумно брать одинаковый налог с реатора действующей АЭС и исследовательского реактора в НИИ. Государство рассчитывает, что региональные власти и частные инвесторы также проявят интерес к участию в инновационных проектах. Примеры этого уже есть, но федеральное правительство должно стимулировать инициативу частных фондов, популяризовать идею частно-государственного партнерства в этой сфере.

Кроме того, в образовательной сфере приоритетом государственной политики является формирование двуступенчатой системы профессионального образования. Решение данной задачи позволит интрегрироваться в европейское образовательное пространство, усилить позиции на рынке образовательных услуг. Приоритетами Минобразования в этой связи являются:

  • установить уровни высшего образования;
  • реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;
  • создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;
  • разделить вузы на категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики.

Анализ этих приоритетов показывает общую направленность на выделение системы подготовки кадров высочайшей кволификации и создания условий для подготовки национальной элиты. Однако это должно сопровождаться системой мер по закреплению подготовленных молодых специалистов в промышленности, науке и образования страны. Подготовка магистров по определению более затратный механизм и будет обидно, если многие из них, получив образование, уедут в аспирантуру в зарубежные ВУЗы.

Реорганизация ради реорганизации не должна становиться самоцелью. Необходимо обсуждать проблемы реформирования с теми ради кого проводятся реформы, в том числе и с молодыми учеными, и находить механизмы, которые способны мотивировать участников образовательного процесса к достижению эффективных результатов, что позволит создать условия для активного привлечения инвестиций и даже не столько финансовых сколько интеллектуальных. Поколение 30-летних сформировалось в условиях рождения новой России. Мы многое пережили, многого добились, получив уникальный опыт адаптации к сменяющимся условиям окружающей среды. Надо использовать эту мобильность, вернуть наиболее подготовленных ученых в лаборатории, доверить им управление и не только наукой. Только так можно создать новую экономику высоких технологий, основанную на высочайшем интеллектуальном потенциале России.

Темы: выступление

« к началу страницы