Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2017.

Rambler's Top100


23:40
23
ноября
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о докторантуре
Книга знаний РоСМУ

Главная
Версия для печати
Заместитель председателя Совета, Председатель Астраханского регионального отделения Российского союза молодых ученых Наталия Подвойская
Заместитель председателя Совета, Председатель Астраханского регионального отделения Российского союза молодых ученых Наталия Подвойская

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


15.04.2009

"Наше государство сейчас заботится об инновационных разработках, о новых технологиях производства, однако, мы почему-то забываем о том, что человек – главный двигатель прогресса"

На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.

Подвойская Наталия Леонидовна

  • Заместитель председателя Совета
    Российского союза молодых ученых;
  • координатор региональных отделений
    Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Астраханского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • член Совета по государственной культурной политике
    при Председателе Совета Федерации;
  • аспирант философского факультета
    Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Я была в детстве очень серьезным ребенком. Куклы не признавала вообще, да и мультики мне не особо нравились. Ну вот такая вот странность... Хотя, конечно, играла в какие-то игры, но так, чтобы что-то очень любила – не могу сказать.

Интерес к науке как таковой и первые шаги на этом поприще я начала делать в студенческие годы, еще с первого курса. Хотя то, что я буду заниматься наукой, я знала в детстве, как и то, что буду когда-нибудь писать кандидатскую диссертацию. Наверное, это обусловлено тем, что семья у нас "философская": мама и папа – кандидаты философских наук, в настоящее время работают над докторскими. В общем, росла я в круге ученых, что, естественно, не могло не отразиться на моем выборе.

Еще будучи маленькой девочкой, я ходила с родителями в институт и сидела на их лекциях. Очень часто была с родителями на всяких взрослых "тусовках", которые состояли из людей науки. Поэтому с детства была вовлечена во всякие размышления и философствования о судьбах нашей страны. Однако не могу сказать, что родители меня целенаправленно подталкивали к занятиям научной деятельностью, я как-то вдруг взяла и написала первые тезисы, выступила на конференции, и "пошло-поехало"... Одна конференция за другой, метания в выборе темы исследования и т.д. На втором курсе я уже стала Председателем Студенческого научного общества своего вуза (Астраханский государственный университет – прим. ред.) и, оставаясь им до окончания учебы, старалась пробудить в ребятах желание и интерес к занятиям наукой. Могу сказать, что моя деятельность в некотором смысле увенчалась успехом: несколько ребят, которые были активистами СНО, говорили мне, что именно из-за участия в работе нашего общества они начали заниматься наукой и сейчас учатся в аспирантуре. Приятно осознавать, что я в какой-то мере повлияла на выбор деятельности пусть даже нескольких студентов.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Я очень хотела поступить на специальность "социология", но к моменту моего поступления такой специальности еще не было у нас в городе (Астрахань – прим. ред.). Здесь, наверное, на меня оказала влияние моя мама, так как она – социолог, поэтому вследствие своей специальности часто проводила различного уровня исследования, в которых участвовала и я, вникала во все, что она делала. Но я так и осталась "социологом в душе", а поступила на не менее интересную специальность – культурологию. Мне советовали пойти на факультет иностранных языков, но, на мой взгляд, в современном мире знать только иностранный язык мало, это очень хорошее и необходимое дополнение, но не основная специальность. Поступив на культурологию, я "убила одним выстрелом двух зайцев": и гуманитарное образование получила, и три иностранных языка выучила (это не считая латинского, который почему-то является обязательным для всех культурологов). Сейчас готовлю к защите кандидатскую диссертацию по политологии, тема моего исследования связана с такими понятиями как "политическая культура" и "политический менталитет".

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Для гуманитариев, наверное, это более сложный вопрос, чем для технарей или, к примеру, медиков, ведь мы занимаемся изучением общества и процессами, происходящими в нем. Хочу сказать, что я категорически не согласна с бытующим мнением, что "всякие там" философы, социологи, психологи и т.п. занимаются болтологией, и мало что делают для науки. К сожалению, так, видимо, считают и многие госчиновники. Подтверждают мое предположение и суммы, выделяемые на исследования в гуманитарной сфере, которые в разы меньше, чем те, что выделяются на естественнонаучные изыскания.

Наше государство сейчас заботится об инновационных разработках, о новых технологиях производства и т.д., однако, мы почему-то забываем о том, что человек – главный двигатель прогресса. Все эти инновации и технологии творятся кем? Человеком! А мы им не занимаемся или не уделяем должного внимания! Каково его психологическое состояние в быстро меняющемся мире, как он реагирует на все эти изменения, как сохранить национальную культуру в порой безразборном заимствовании "чужих" ценностей, как сделать так, чтобы наш "великий и могучий русский язык" блистал всеми красками, а не коверкался из-за заимствований иностранных слов? Этих вопросов огромное количество, список можно продолжать сколь угодно долго...

Мое главное исследование было посвящено как раз одному из актуальных во все времена вопросов нравственной философии и культуры в целом, а именно – смыслу жизни. Восприятие людьми темы моего исследования весьма неоднозначно: с одной стороны, она у всех вызывает неподдельный интерес, так как касается каждого из нас, с другой – каждый (или практически каждый) считает, что знает об этом все, и, улыбаясь, раздумывает: как вообще можно писать о такой проблеме и что нового можно сказать. В этом-то и суть! Моя работа была отмечена не одной наградой именно потому, что ей я смогла сказать новое слово в этой, казалось бы, "изъезженной" теме. Главный вывод, который мне удалось сделать по итогам своего исследования, весьма банален: смысл жизни ... в самой жизни! Да-да, именно так оно и есть.

Интересно, что выбор темы был случайным: просматривая информацию о научных мероприятиях с целью нахождения подходящих для публикации своей статьи, наткнулась на психолого-философскую конференцию, одной из главных тем которой был вопрос о смысле жизни. К тому же на тот период времени это была проблема, волновавшая меня как формирующуюся личность. Я начала читать литературу по этой тематике. Одна книга, вторая, третья... В итоге за летние каникулы я изучила несколько десятков книг, написала статью, выступила на конференции, получила много откликов и решила, что вот оно то, чем хочу заниматься, вот то, что хочу исследовать. В результате и курсовые, и диплом писала по этой теме, после вуза отправила работу на Всероссийский конкурс, в котором заняла первое место и получила медаль Российской академии образования. Там же мне сказали, что у меня написана диссертация, можно на защиту, но к тому времени я уже училась в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова на политологии и занималась другой темой, но до сих пор читаю литературу по смыслу жизни и продолжаю публиковаться по этой тематике. Кто знает, может быть, когда-нибудь получится докторская...

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Первое, что хочется спросить: "а что это?" Если серьезно, то его очень мало. Хобби в данный момент, наверное, – это общение с друзьями и коллегами. На другие виды хобби просто не хватает времени. Отвлечься от своих научных проблем – это практически невыполнимая задача. Думаю, каждый человек, в той или иной степени занимающийся научно-исследовательской деятельностью, со мной согласится. Причем размышления о своих научных идеях – это неконтролируемый поток мыслей и, к тому же, самопроизвольный...

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

Во время обучения в университете у нас было две специальности культурологов. Выпускникам одной из них присваивалась квалификация "учитель культурологии", другой – "культуролог со знанием иностранного языка", которую как раз и получила я. Так вот, нашу специальность называли "чистые культурологи". И преподаватели иногда, зайдя к нам в аудиторию, спрашивали: "Вы же чистые?" И мы их понимали, и они нас. Но вот люди со стороны были шокированы. И здесь же возникал вопрос: а другая часть культурологов – "грязная"?

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Реагируют положительно. Как правило, это сообщение вызывает интерес и большое количество вопросов. Некоторые бывают шокированы этим фактом, так как представляют, что ученый должен выглядеть как-то странно: знаете, такой слегка сумасшедший, в очках, с взъерошенными волосами и колдующий над какими-нибудь пробирками... И с интересом узнают, что ученые могут выглядеть и по-другому...

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

За рубежом не работала, но была два раза на стажировке в Италии, была возможность остаться. Интересно за рубежом – да, остаться там навсегда – нет. Наверное, дело в патриотизме, хочется сделать что-то для своей страны. Не сочтите за пафос, я действительно так думаю.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ

« к началу страницы