Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


23:52
26
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Официальная эмблема Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых"
Официальная эмблема Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых"

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


23.01.2007

Предложения Российского союза молодых ученых по вопросу совершенствования системы научной и научно-технической экспертизы в России

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., в качестве одного их важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий определяет развитие международного научно-технического сотрудничества. Для реализации данного направления Основы предусматривают, в том числе, создание нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных инвестиций в отечественную научную, научно-техническую и инновационную сферы, приведение законодательства Российской Федерации в сфере науки, технологий и техники в соответствие с нормами международного права в этой сфере. Кроме того, в Основах подчеркнута важность создания условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов, работающих за рубежом, и их трудоустройства в научно-техническом комплексе, а также необходимость совершенствования действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом международных стандартов качества.

Данные меры требуют в первую очередь создания национальной системы научной и научно-технической экспертизы. Хорошо известно, что во многом именно прозрачной, квалифицированной и объективной экспертизе всех научных и научно-технических проектов развитые страны обязаны своим успехам.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г., декларирует необходимость соблюдения четких процедур участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества, обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки управленческих решений. Тем не менее, реально работающей системы научной и научно-технической экспертизы в России практически не существует. В первую очередь развитию этой системы препятствует действующее законодательство о порядке проведения государственных закупок, в соответствии с которым критериями отбора исполнителей является лишь их финансовая стабильность, соответствие предлагаемых работ техническому заданию и наименьшая запрашиваемая цена работ. Нет нужды детально пояснять всю абсурдность такого подхода при финансировании научно-исследовательских работ, поскольку при этом совершенно не учитывается квалификация исполнителей, не говоря уж о том, что процесс научного поиска принципиально не может быть подогнан под заранее сформулированное техническое задание. Эта проблема поднималась, в частности, в выступлении ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга В.Н.Васильева на VIII съезде Российского союза ректоров.

Российские государственные научные и научно-технические фонды согласно действующему законодательству имеют право самостоятельно определять порядок проведения экспертизы проектов. Тем не менее, квалифицированность и объективность экспертизы в этих фондах зачастую вызывает большие сомнения у научной общественности, во многом благодаря полной непрозрачности экспертной процедуры. Даже такое само собой разумеющееся для большинства зарубежных фондов действие, как ознакомление заявителя с экспертной оценкой своего проекта, в России не практикуется. Исключением является лишь Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ("фонд Бортника"), а также конкурсы грантов Минобразования, которые в настоящее время уже не проводятся.

Нам представляется абсолютно необходимым разработка и принятие универсальных и обязательных для всех государственных структур правил проведения экспертизы научных и научно-технических проектов, существенно повышающих ответственность за объективность и квалификацию экспертизы и учитывающих международный опыт в этой сфере. Ключевым пунктом при этом должно стать обязательное ознакомление всех заявителей проектов с результатами экспертизы своей заявки (естественно, при этом имя эксперта не должно разглашаться без его согласия). Такая мера при минимальных затратах способна существенно поднять степень ответственности фондов, государственных заказчиков и экспертов за качество экспертизы, восстановить доверие научного сообщества к государственным структурам. Исключительно важно также, что объективная и доброжелательная критика играет огромную роль в воспитании научной смены и формировании научного профессионализма у молодых ученых.

Кроме того, нам представляется целесообразным предусмотреть при формировании российской экспертной системы следующие меры:

  • Состязательность экспертов – т.е. эксперт должен быть готов доказать аргументированность своего заключения в диспуте с другими экспертами.
  • Состязательность экспертных организаций – т.е. организация для проведения собственно оценки качества проектов (без принятия окончательного решения) должна выбираться на конкурсной основе.
  • Четкое разделение процедуры экспертизы проектов в смысле оценки их качества и процедуры принятия решений о финансировании проектов. Это позволит избежать потенциальных конфликтов интересов между заявителем и экспертом. Для этого организации-победители конкурса на проведение экспертизы представляют в экспертные советы финансирующих организаций списки лучших проектов (на 25-30% больше, чем планируемое количество грантов) с приложением экспертных оценок, а уже экспертные советы, исходя из результатов экспертизы, выбирают победителей и определяют масштабы финансирования. В отличие от экспертов, непосредственно оценивающих заявки, персональный состав экспертных советов и научные заслуги их членов могут быть доступны для ознакомления.
  • Активное привлечение к экспертизе заявок и к работе в экспертных советах российской научной диаспоры, имеющей в целом существенно меньшие предпосылки для возникновения конфликта интересов, чем резиденты. Как правило, экспертиза в сфере фундаментальной науки является за рубежом почетной обязанностью и не подлежит оплате, поэтому данная мера не потребует существенных дополнительных затрат.
  • Выкладывание в публичный доступ (например, в Интернет) не только списков победителей конкурсов, но также экспертных заключений на победившие проекты, что в значительной степени поможет авторам отклоненных заявок в совершенствовании своей работы.
  • Обязательная экспертиза результатов выполнения научных проектов и учет "грантовой истории" научного коллектива при подаче его членами следующих заявок.

Общероссийская общественная организация "Российский союз молодых ученых"

Приглашаем посетителей сайта принять участие в соответствующем опросе, связанном с предложениями Российского союза молодых ученых по вопросу совершенствования системы научной и научно-технической экспертизы в России.

Темы: научная и научно-техническая экспертиза предложения

« к началу страницы