Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/72.html (версия для печати)

23.02.2009

"Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, выбор был сделан в пользу интереснейшей из наук"

На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.

Попов Евгений Сергеевич

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Алтайского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • помощник проректора по научной работе и международным связям
    Алтайского государственного университета;
  • кандидат географических наук.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Интерес к исследовательской деятельности появился во время первых туристических походов, когда в 13-ти летнем возрасте в составе школьной группы от станции юных техников впервые путешествовал по Алтайским горам. Все мое детство, до первой поездки в горы, прошло на степной равнине. Увиденные горные пейзажи, поражающие своим разнообразием и красотой, заставили полюбить горы навсегда. Стремительные горные реки, красочное разнотравье альпийских лугов, неприступные скалы и величественные ледники не могут никого оставить равнодушным. Вместе с восхищением возникло и повышенное любопытство, желание узнать больше об истории здешних мест, об особенностях природы. Со временем поездки в горы стали регулярными, в том числе и на длительное время. Огромное впечатление произвело первое зимнее путешествие в Горный Чарыш. Величественность гор, дикость природы и собственная уязвимость в экстремальных условиях особенно ощутимы в горах зимой, что делает их еще более привлекательными.

Одним словом, когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, а обстоятельства складывались так, что нужно было выбирать стать ли мне инженером, военным, юристом либо же посвятить ближайшие пять лет изучению географии, выбор был сделан в пользу интереснейшей из наук. Так мое увлечение стало моей специальностью, причем не только на пять университетских лет, а на значительно более длительный срок.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

В университете мне посчастливилось обучаться у увлеченных географией педагогов. С первого курса попал в настоящую научную экспедицию под руководством д.г.н., профессора В.С. Ревякина, который и стал моим научным руководителем на долгие годы. Эта научная экспедиция занималась изучением природы в предгорьях Алтая с целью обоснования создания на этой территории заповедника. Здесь я впервые услышал профессиональный рассказ ученого-гляциолога Ревякина о ледниковых формах рельефа, о типах ледников, о снежниках и следах лавинной деятельности. Это была интереснейшая лекция в поле с наглядными примерами, с анализом и объяснением тех природных объектов и процессов, которые я со школьных лет наблюдал во время туристических путешествий. Выбор был сделан – вопросам изучения снега и льда будут посвящены исследования во время обучения в университете.

Ежегодно на протяжении пяти лет мне с группой друзей удавалось организовывать самостоятельные исследовательские экспедиции в зимний период с целью изучения особенностей распространения снежного покрова в различных природных условиях. Эти экспедиции не только позволили собрать уникальный материал для дипломного проекта, но и дали неоценимый опыт организации научных исследований и создания исследовательского коллектива. Итогом проведенных исследований стал дипломный проект "Снежно-ледовые ресурсы бассейна реки Чарыш", который был признан лучшим по итогам всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по направлению "География". Победа в конкурсе, безусловно, стала оценкой проделанной работы, дала уверенность в собственных силах и укрепила желание поступать в аспирантуру.

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Тематика моей исследовательской деятельности связана с изучением особенностей залегания снежного покрова в различных физико-географических условиях. Прикладное значение проводимых исследований заключается в расчете ежегодных и среднемноголетних максимальных снегозапасов в речных бассейнах с целью прогнозирования объема весеннего половодья и оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического и гляциологического характера. Для создания карт снегозапасов, составления гидрологических прогнозов половодья и расчета зон подтопления мы используем данные полевых снегомерных работ. Проведение снегомерных работ в горах достаточно сложная, трудоемкая, а иногда и опасная работа.

В связи со значительным сокращением в 90-х годах сети пунктов гидрометеорологических наблюдений достоверной информации о снегозапасах и особенностях пространственного распределения снежного покрова в некоторых горных районах просто не стало. А именно в горах на протяжении холодного периода накапливаются максимальные запасы снега, и, следовательно, воды, которая весной во время половодья устремится в речные русла. Точность гидрологических прогнозов и оценка возможного ущерба должна базироваться на достоверных данных о запасах снега. В своих исследованиях мы и попытались охватить те районы Алтайского края, которые в наименьшей степени сегодня обеспечены наблюдениями.

В результате были составлены подробные карты распределения снежного покрова, выявлены региональные закономерности перераспределения снежного покрова в зависимости от различных физико-географических условий (абсолютной высоты местности, приближения к орографическому барьеру, типа растительности и т.д.), что в дальнейшем поможет с высокой степенью достоверности предсказывать объемы и характер весеннего половодья.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

Рабочий день проходит стремительно. Во многом это связано с административной деятельностью в должности помощника проректора по научной работе и международным связям. Так что сегодня научная деятельность больше похожа на хобби, поскольку исследованиями приходится заниматься, в основном, в свободное от работы время. Однако я стараюсь не пропускать ни одного полевого сезона, ежегодно в феврале и марте выбираюсь в снегомерные экспедиции. Сейчас работаю над монографией и учебным пособием, посвященным географии снежного покрова на территории Алтайского края.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Моим хобби были и остаются путешествия. А научные вопросы я обдумываю исключительно вне работы. В течение рабочего дня просто не хватает времени. Научная деятельность так и не стала для меня основным источником обеспечения материального благополучия.

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

Обычно байки появляются в тех населенных пунктах, вблизи которых мы проводили снегомерные работы. Еще долго жители сел и деревень рассказывают друг другу истории о "ненормальных ученых", которые блуждали по полям, измеряли и взвешивали снег, копали в снегу ямы и фотографировали снежные кристаллы.

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Вы спрашиваете, как знакомые реагируют на сообщение о том, что я – ученый? Сочувствуют (с улыбкой – прим. ред.)...

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

Работу за рубежом мне пока никто не предлагал. Да и перечень государств, где гляциология и снеговедение развиваются на достаточно высоком уровне не такой уж и большой. Однако хочу сказать, что не столько важно, по какую сторону границы работать, сколько те условия, в которых ты трудишься, востребованность результатов твоей работы, эмоциональный настрой и ощущение перспективы.

В России предстоит еще очень много сделать, для того чтобы заниматься наукой было комфортно, а молодые люди стали воспринимать научную работу как престижную профессию, общественно значимую и позволяющую материально обеспечить себя и свою семью.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ