Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


15:59
28
марта
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Член Совета, Председатель Алтайского регионального отделения Российского союза молодых ученых Евгений Попов
Член Совета, Председатель Алтайского регионального отделения Российского союза молодых ученых Евгений Попов

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


23.02.2009

"Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, выбор был сделан в пользу интереснейшей из наук"

На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.

Попов Евгений Сергеевич

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Алтайского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • помощник проректора по научной работе и международным связям
    Алтайского государственного университета;
  • кандидат географических наук.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Интерес к исследовательской деятельности появился во время первых туристических походов, когда в 13-ти летнем возрасте в составе школьной группы от станции юных техников впервые путешествовал по Алтайским горам. Все мое детство, до первой поездки в горы, прошло на степной равнине. Увиденные горные пейзажи, поражающие своим разнообразием и красотой, заставили полюбить горы навсегда. Стремительные горные реки, красочное разнотравье альпийских лугов, неприступные скалы и величественные ледники не могут никого оставить равнодушным. Вместе с восхищением возникло и повышенное любопытство, желание узнать больше об истории здешних мест, об особенностях природы. Со временем поездки в горы стали регулярными, в том числе и на длительное время. Огромное впечатление произвело первое зимнее путешествие в Горный Чарыш. Величественность гор, дикость природы и собственная уязвимость в экстремальных условиях особенно ощутимы в горах зимой, что делает их еще более привлекательными.

Одним словом, когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, а обстоятельства складывались так, что нужно было выбирать стать ли мне инженером, военным, юристом либо же посвятить ближайшие пять лет изучению географии, выбор был сделан в пользу интереснейшей из наук. Так мое увлечение стало моей специальностью, причем не только на пять университетских лет, а на значительно более длительный срок.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

В университете мне посчастливилось обучаться у увлеченных географией педагогов. С первого курса попал в настоящую научную экспедицию под руководством д.г.н., профессора В.С. Ревякина, который и стал моим научным руководителем на долгие годы. Эта научная экспедиция занималась изучением природы в предгорьях Алтая с целью обоснования создания на этой территории заповедника. Здесь я впервые услышал профессиональный рассказ ученого-гляциолога Ревякина о ледниковых формах рельефа, о типах ледников, о снежниках и следах лавинной деятельности. Это была интереснейшая лекция в поле с наглядными примерами, с анализом и объяснением тех природных объектов и процессов, которые я со школьных лет наблюдал во время туристических путешествий. Выбор был сделан – вопросам изучения снега и льда будут посвящены исследования во время обучения в университете.

Ежегодно на протяжении пяти лет мне с группой друзей удавалось организовывать самостоятельные исследовательские экспедиции в зимний период с целью изучения особенностей распространения снежного покрова в различных природных условиях. Эти экспедиции не только позволили собрать уникальный материал для дипломного проекта, но и дали неоценимый опыт организации научных исследований и создания исследовательского коллектива. Итогом проведенных исследований стал дипломный проект "Снежно-ледовые ресурсы бассейна реки Чарыш", который был признан лучшим по итогам всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по направлению "География". Победа в конкурсе, безусловно, стала оценкой проделанной работы, дала уверенность в собственных силах и укрепила желание поступать в аспирантуру.

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Тематика моей исследовательской деятельности связана с изучением особенностей залегания снежного покрова в различных физико-географических условиях. Прикладное значение проводимых исследований заключается в расчете ежегодных и среднемноголетних максимальных снегозапасов в речных бассейнах с целью прогнозирования объема весеннего половодья и оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического и гляциологического характера. Для создания карт снегозапасов, составления гидрологических прогнозов половодья и расчета зон подтопления мы используем данные полевых снегомерных работ. Проведение снегомерных работ в горах достаточно сложная, трудоемкая, а иногда и опасная работа.

В связи со значительным сокращением в 90-х годах сети пунктов гидрометеорологических наблюдений достоверной информации о снегозапасах и особенностях пространственного распределения снежного покрова в некоторых горных районах просто не стало. А именно в горах на протяжении холодного периода накапливаются максимальные запасы снега, и, следовательно, воды, которая весной во время половодья устремится в речные русла. Точность гидрологических прогнозов и оценка возможного ущерба должна базироваться на достоверных данных о запасах снега. В своих исследованиях мы и попытались охватить те районы Алтайского края, которые в наименьшей степени сегодня обеспечены наблюдениями.

В результате были составлены подробные карты распределения снежного покрова, выявлены региональные закономерности перераспределения снежного покрова в зависимости от различных физико-географических условий (абсолютной высоты местности, приближения к орографическому барьеру, типа растительности и т.д.), что в дальнейшем поможет с высокой степенью достоверности предсказывать объемы и характер весеннего половодья.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

Рабочий день проходит стремительно. Во многом это связано с административной деятельностью в должности помощника проректора по научной работе и международным связям. Так что сегодня научная деятельность больше похожа на хобби, поскольку исследованиями приходится заниматься, в основном, в свободное от работы время. Однако я стараюсь не пропускать ни одного полевого сезона, ежегодно в феврале и марте выбираюсь в снегомерные экспедиции. Сейчас работаю над монографией и учебным пособием, посвященным географии снежного покрова на территории Алтайского края.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Моим хобби были и остаются путешествия. А научные вопросы я обдумываю исключительно вне работы. В течение рабочего дня просто не хватает времени. Научная деятельность так и не стала для меня основным источником обеспечения материального благополучия.

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

Обычно байки появляются в тех населенных пунктах, вблизи которых мы проводили снегомерные работы. Еще долго жители сел и деревень рассказывают друг другу истории о "ненормальных ученых", которые блуждали по полям, измеряли и взвешивали снег, копали в снегу ямы и фотографировали снежные кристаллы.

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Вы спрашиваете, как знакомые реагируют на сообщение о том, что я – ученый? Сочувствуют (с улыбкой – прим. ред.)...

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

Работу за рубежом мне пока никто не предлагал. Да и перечень государств, где гляциология и снеговедение развиваются на достаточно высоком уровне не такой уж и большой. Однако хочу сказать, что не столько важно, по какую сторону границы работать, сколько те условия, в которых ты трудишься, востребованность результатов твоей работы, эмоциональный настрой и ощущение перспективы.

В России предстоит еще очень много сделать, для того чтобы заниматься наукой было комфортно, а молодые люди стали воспринимать научную работу как престижную профессию, общественно значимую и позволяющую материально обеспечить себя и свою семью.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ

« к началу страницы