Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/163.html (версия для печати)

08.02.2007

Движение молодых ученых в России: значимость и перспективы

Касаткин Сергей Евгеньевич

  • Заместитель председателя Совета
    Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Исполнительного комитета
    Российского союза молодых ученых;
  • кандидат экономических наук;
  • сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова
    Российской академии наук.

Выступление состоялось 8 февраля 2007 года на на Пленарном заседании, посвященном открытию VI-й Республиканской конференции "Наука и инновации в Республике Мордовия". В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография.

Современное российское общество, находясь на пути модернизации государства, испытывает потребность в эффективном использовании своего интеллектуального и культурного потенциала. В настоящее время для решения проблемы перехода от сырьевой экономики к экономике знаний требуется ясность мысли, быстрота принятия нестандартных решений в постоянно меняющейся ситуации, привнесение новых идей и смыслов, способных сориентировать людей в переходный период, поиск национальной идеи.

Резкий спад финансирования отечественной науки с начала 1990-х годов привел к возникновению кадровой проблемы и реальной опасности утраты преемственности поколений в научной сфере, резкому падению престижа профессии ученого. Целые направления отечественной науки оказались без молодых кадров, пришедших на смену старшему поколению; стареет и не обновляется материально-техническая база. Несмотря на повышение финансирования, сегодня в российской науке и высшей школе не удается преодолеть те негативные тенденции, которые явились следствием нестабильной экономической и политической ситуации 1990-х годов.

В 2004 г. среди кандидатов наук доля исследователей старше 60 лет составляла 32,6%, а среди докторов наук – 56,3%. Средний возраст исследователей сегодня составляет 48,9 лет. Средний возраст кандидатов наук – 53,1 года, докторов наук – 60,9.

Главный вопрос в настоящее время: как сделать нашу науку эффективной и устойчиво развивающейся, а значит, привлекательной сферой приложения талантов? Она должна стать источником непрерывного потока продуктов, услуг, технологий, востребованных реальным сектором национальной экономики, иначе Россия не сможет сохранить научный потенциал, а экономика, без опоры на науку и инновации, не будет конкурентоспособной.

Во всех странах мира молодежь является активной общественной силой и, следовательно, стратегическим ресурсом развития общества и государства. Поэтому для преодоления негативных тенденций, решения проблем в науке и образовании необходимо уделять большое внимание проблемам молодых ученых и преподавателей. Именно понимание ценности молодых ученых и важности их роли как движущей силы развития государства в будущем обеспечит этому государству стабильный прогресс и культурное процветание.

Нет сомнений в том, что высших эшелонах власти появилось понимание важности молодых ученых в процессе построения будущего нашего государства: принимаются решения, направленные на стимулирование активности молодых ученых. Тем не менее, помимо финансовой составляющей, есть еще один фактор, определяющий вовлечение молодежи в научно-педагогическую деятельность, – это интерес общества к науке и образованию. 1990-е годы существенно изменили систему общественных ценностей, и, к великому сожалению, наука потеряла свое значение и престижность в понимании общества. А без высокого статуса, без четкой перспективы развития практически невозможно мотивировать наиболее талантливых студентов остаться в сфере образования и науки. И дело не только в зарплатах. Во всем мире наука приносит доход ниже, чем, например, банковское дело или страховой бизнес. Однако именно наука в общественном сознании передовых инновационных стран сохраняет некую элитарность, поэтому многие молодые люди на Западе, в Японии и других странах простому зарабатыванию денег предпочитают занятие любимым интересным делом – исследованиями. Вместе с тем и сами российские ученые должны приложить усилия, чтобы сформировать соответствующий общественной значимости образ современного ученого, деятельность которого просто необходима для нормального функционирования общества.

Понятно, что реализация мер, направленных на улучшение положения в науке и образовании, требует, во-первых, немалого времени, во-вторых, выявления наиболее значимых проблем молодых ученых и определения механизмов их решения, в-третьих, налаживания взаимовыгодных контактов между молодыми учеными и органами власти. Но любое движение к поставленной цели – это результат взаимодействия многих факторов, и ученые, особенно молодые, должны сами представлять себе те перспективы и цели, которых они хотят достичь. И здесь без объединения интеллектуальных усилий, без дискуссии внутри сообщества научной молодежи обойтись невозможно. От молодых ученых требуется больше инициативы и предложений по развитию научного и образовательного потенциала как своего региона, так и всей страны в целом.

Темы: выступление