Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


07:43
25
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Выступает Заместитель председателя Совета, Председатель Исполнительного комитета Российского союза молодых ученых Сергей Касаткин
Выступает Заместитель председателя Совета, Председатель Исполнительного комитета Российского союза молодых ученых Сергей Касаткин

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


08.02.2007

Движение молодых ученых в России: значимость и перспективы

Касаткин Сергей Евгеньевич

  • Заместитель председателя Совета
    Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Исполнительного комитета
    Российского союза молодых ученых;
  • кандидат экономических наук;
  • сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова
    Российской академии наук.

Выступление состоялось 8 февраля 2007 года на на Пленарном заседании, посвященном открытию VI-й Республиканской конференции "Наука и инновации в Республике Мордовия". В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография.

Современное российское общество, находясь на пути модернизации государства, испытывает потребность в эффективном использовании своего интеллектуального и культурного потенциала. В настоящее время для решения проблемы перехода от сырьевой экономики к экономике знаний требуется ясность мысли, быстрота принятия нестандартных решений в постоянно меняющейся ситуации, привнесение новых идей и смыслов, способных сориентировать людей в переходный период, поиск национальной идеи.

Резкий спад финансирования отечественной науки с начала 1990-х годов привел к возникновению кадровой проблемы и реальной опасности утраты преемственности поколений в научной сфере, резкому падению престижа профессии ученого. Целые направления отечественной науки оказались без молодых кадров, пришедших на смену старшему поколению; стареет и не обновляется материально-техническая база. Несмотря на повышение финансирования, сегодня в российской науке и высшей школе не удается преодолеть те негативные тенденции, которые явились следствием нестабильной экономической и политической ситуации 1990-х годов.

В 2004 г. среди кандидатов наук доля исследователей старше 60 лет составляла 32,6%, а среди докторов наук – 56,3%. Средний возраст исследователей сегодня составляет 48,9 лет. Средний возраст кандидатов наук – 53,1 года, докторов наук – 60,9.

Главный вопрос в настоящее время: как сделать нашу науку эффективной и устойчиво развивающейся, а значит, привлекательной сферой приложения талантов? Она должна стать источником непрерывного потока продуктов, услуг, технологий, востребованных реальным сектором национальной экономики, иначе Россия не сможет сохранить научный потенциал, а экономика, без опоры на науку и инновации, не будет конкурентоспособной.

Во всех странах мира молодежь является активной общественной силой и, следовательно, стратегическим ресурсом развития общества и государства. Поэтому для преодоления негативных тенденций, решения проблем в науке и образовании необходимо уделять большое внимание проблемам молодых ученых и преподавателей. Именно понимание ценности молодых ученых и важности их роли как движущей силы развития государства в будущем обеспечит этому государству стабильный прогресс и культурное процветание.

Нет сомнений в том, что высших эшелонах власти появилось понимание важности молодых ученых в процессе построения будущего нашего государства: принимаются решения, направленные на стимулирование активности молодых ученых. Тем не менее, помимо финансовой составляющей, есть еще один фактор, определяющий вовлечение молодежи в научно-педагогическую деятельность, – это интерес общества к науке и образованию. 1990-е годы существенно изменили систему общественных ценностей, и, к великому сожалению, наука потеряла свое значение и престижность в понимании общества. А без высокого статуса, без четкой перспективы развития практически невозможно мотивировать наиболее талантливых студентов остаться в сфере образования и науки. И дело не только в зарплатах. Во всем мире наука приносит доход ниже, чем, например, банковское дело или страховой бизнес. Однако именно наука в общественном сознании передовых инновационных стран сохраняет некую элитарность, поэтому многие молодые люди на Западе, в Японии и других странах простому зарабатыванию денег предпочитают занятие любимым интересным делом – исследованиями. Вместе с тем и сами российские ученые должны приложить усилия, чтобы сформировать соответствующий общественной значимости образ современного ученого, деятельность которого просто необходима для нормального функционирования общества.

Понятно, что реализация мер, направленных на улучшение положения в науке и образовании, требует, во-первых, немалого времени, во-вторых, выявления наиболее значимых проблем молодых ученых и определения механизмов их решения, в-третьих, налаживания взаимовыгодных контактов между молодыми учеными и органами власти. Но любое движение к поставленной цели – это результат взаимодействия многих факторов, и ученые, особенно молодые, должны сами представлять себе те перспективы и цели, которых они хотят достичь. И здесь без объединения интеллектуальных усилий, без дискуссии внутри сообщества научной молодежи обойтись невозможно. От молодых ученых требуется больше инициативы и предложений по развитию научного и образовательного потенциала как своего региона, так и всей страны в целом.

Темы: выступление

« к началу страницы