Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/135.html (версия для печати)

01.11.2010

"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

Рыбалкина Елена Валентиновна

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Томского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • преподаватель и аспирант экономического факультета
    Томского государственного университета;
  • ведущий эксперт Отдела по работе с международными программами и фондами
    Томского политехнического университета.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Пожалуй, это были среднестатистические игры девчонок: куклы, наряды, скакалки и "резиночка" во дворе. Можно, конечно, вспомнить несколько особенно ярких и надолго захватывающих настольных игр для большой компании. Например, как возникло увлечение "азартными играми". У нас была абсолютно реальная "рулетка", как в казино. И не совсем понятно, как во время советского детства она могла попасть на прилавки, но мы отчаянно крутили колесо и уповали на благосклонность Фортуны. Еще одной запомнившейся игрой стала "Монополия", которую нам на Новый год прислали родственники из Ленинграда. Она произвела фурор, и мы со старшим братом были "королями двора", имея право первого хода. А в целом – это были обычные походы в какие-то школы и кружки, то в художественную, то в спортивную, занимавшие все свободное время вплоть до поступления в Университет (Томский государственный университет – прим. ред.).

В детстве к науке не то что интереса, а даже намека на интерес не было! И это несмотря на то, что все мои ближайшие родственники либо врачи, либо служащие в высших учебных заведениях. Родители способствовали скорее поддержке и развитию моих собственных интересов, чем наставлению на какой-либо путь.

Интерес к науке пришел через административную работу всего несколько лет назад. Поскольку должность моя звучит как ведущий эксперт Отдела по работе с международными программами и фондами Томского политехнического университета, то ясно, что основная аудитория, нуждающаяся в консультациях, это ученые. Организуя их международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Прежде всего, мне повезло с научным руководителем. Именно его личный пример, харизма, если хотите, авторитет сыграли ведущую роль в принятии решения о поступлении в аспирантуру. Сразу было понятно, что тематика моей научной деятельности должна быть связана с управлением. Тут и кризис "вовремя" разразился. В итоге тема исследования звучит как: "Модернизация территориального управления экономикой на этапе перехода страны к интенсивному развитию в условиях мирового кризиса".

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Учитывая тот факт, что у меня идет первый год аспирантуры, пока я человечество ничем не обрадую. Но так как второй виток мирового экономического кризиса уже навис, в следующем интервью, думаю, будет чем "похвастаться". А польза от моего научного исследования налицо: важно так проанализировать мировой опыт, чтобы следующий глобальный или региональный кризис стало возможным как минимум спрогнозировать, а в идеале – избежать.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

Рабочий день проходит в поиске и созидании. Концептуального, нового, интересного, полезного.

Сейчас у меня в работе несколько проектов. Самый масштабный из них – это подготовка II Форума молодых ученых Сибирского федерального округа, над которым мы работаем вместе с другими коллегами из Российского союза молодых ученых. В этом году на мероприятии будет сделан акцент на обмене опытом между коллегами из Сибирского федерального округа, ближнего (Содружество Независимых Государств) и дальнего (Европейский Союз) зарубежья в вопросах выстраивания механизмов, поиске эффективных технологий построения успешной карьеры молодого ученого. За 10 лет работы в международном "научно-образовательном пространстве" у меня появилось достаточное количество профессиональных контактов и связей, которые будут задействованы в подготовке данного Форума.

Кстати, моя общественная работа на благо российских молодых ученых началась со знакомства с представителями Европейской ассоциации молодых ученых ЕВРОДОК (EURODOC). Более пяти лет назад мы начали с ними взаимодействовать, сначала по линии молодых ученых Томского политехнического университета, а потом, благодаря созданию Российского союза молодых ученых, где я стала координатором работы с ЕВРОДОКом, сотрудничество вышло на общероссийский уровень. Наши европейские коллеги являются консультантами во многих национальных и общеевропейских законодательных и исполнительных органах власти, что позволяет выдвигать и продвигать инициативы, направленные на улучшение профессионального и социального положения молодых ученых. Российский союз молодых ученых как полноправный член EВРОДОКа принимает в этой деятельности самое активное участие. На предстоящем Форуме в Томске мы уделим этому сотрудничеству особое внимание и надеемся вовлечь в нашу совместную созидательную работу новых молодых ученых. Уверена, что площадка данного Форума станет достойным местом генерации прорывных идей и решений для повышения престижа, конкурентоспособности, привлекательности российской научной базы и статуса российского молодого ученого.

А если отвлечься от общественной деятельности, то сейчас я работаю над новым курсом для моих студентов. Я преподаю "Корпоративный менеджмент" на Экономическом факультете Томского государственного университета. Всем известно, что Томск – вузовский город, у нас два национальных исследовательских университета. Мне повезло – я "служу" в сразу в обоих! Преподавать начала недавно, а курс рассчитан на студентов пятого курса, т.е. уже достаточно образованных и вовлеченных в профессию молодых людей, поэтому "заработать авторитет" для меня было принципиальным вопросом. Вот и повышаю свою осведомленность в особенностях работы сегодняшних корпораций и конспектирую периодическую литературу и интернет-ресурсы на всех доступных мне языках.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Свободное время люблю проводить со своей семьей. Самое затягивающее и, похоже, вечное хобби для нас – это путешествия. "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету..." – это про нас. А вот личное хобби – это рисование. Хочу еще профессионально заняться фотографией и совершенствовать свои знания иностранных языков.

Научные задачи тесно связаны с моей ежедневной работой. А работу я свою люблю, поэтому как-то не стоит вопрос о регламентировании и четком выстраивании расписания свободного и рабочего времени. Все тесно связано и нацелено на результат. Мы уже в том возрасте, когда крайне непрофессионально тратить любой из 24 часов на неэффективные и не приносящие удовлетворения действия.

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

С гордостью говорю, что я – аспирант, а от подачи, как известно, зависит многое. Грамотный личный "пиар" может изменить мнение собеседника и наоборот. Да и новые знакомые не появляются "из ниоткуда". Как правило, это люди из смежных "профессиональных тусовок" или коллеги, с которыми знакомство происходит на профильных мероприятиях. К тому же я пока не могу назвать себя 100% ученым. У меня нет своей научной школы, я ничего не открыла и не изобрела – все впереди. А если говорить в целом, то к настоящим ученым отношение во все времена было восхищенное. А людям из "околонаучных кругов", также как и к дилетантам в любой другой профессии и сфере деятельности, отношение негативное. Уверена, что сегодня профессия ученого вновь становится престижной, многое делается для популяризации занятий наукой среди студентов и повышения качества жизни и работы молодых ученых. И, кстати, у Российского союза молодых ученых в этих процессах имеются собственные заслуги.

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

В силу специфики моей основной работы – международному менеджменту, а также моего "профессионального хобби" – дизайну – у меня было достаточно предложений и возможностей учиться и работать в Европе. В настоящее время долгосрочную учебу и работу по контракту я для себя исключаю в силу семейных обстоятельств, а вот краткосрочное повышение квалификации и работа "online" – это мне интересно и входит в мой рабочий график. Я неоднократно училась и работала в Италии, сотрудничала с коллегами из Франции, Германии, Великобритании, работала в международных консорциумах. Я расцениваю зарубежные стажировки как бесценный опыт приобретения конкурентных знаний, профессиональных навыков, значительный рывок в карьерном росте и элементарный опыт общения с коллегами другой культуры, иных традиций и мировоззрения.

На сегодняшний день руководство Томского политехнического университета, моего основного места работы, нацелено на поддержку молодых специалистов, и я в полной мере использую это позитивное и конструктивное отношение к международной мобильности, выступая на различных конференциях, и в ежедневной работе с европейскими коллегами.

В силу того, что мое научное направление не связано с эксплуатацией оборудования или обязательным своевременным заказом "порошков и реактивов", на что жалуются многие российские молодые ученые, объясняя необходимость своей работы именно в зарубежных научных школах, я довольна работой в современной России.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ