Российский союз молодых ученыхhttp://rosmu.ru/activity/statements/6.html (версия для печати) |
20.10.2005
Молодежная политика России – использование интеллектуального ресурса от разработки концепции до этапа реализации программРудь Василий Юрьевич
Выступление состоялось 20 октября 2005 года на Съезде молодых ученых России. В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография. Молодежная политика является важнейшим приоритетом российского государства. Этот приоритет должен быть направлен на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Ведь еще в конце 1980-х годов Комиссия ООН по международным вопросам среди прочих факторов перемен (государства, общественные движения, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила и молодежь. Все понимают, что именно молодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой и в то же время составляет большую социальную группу населения стран мира, в том числе и у нас в России. В соответствии с последними указами президента РФ Владимира Владимировича Путина и постановлениями Правительства РФ, в качестве приоритетной определяется деятельность по стимулированию научно-исследовательской деятельности молодых ученых, созданию условий для работы студентов и аспирантов в вузах, и научных организациях РФ, укреплению тенденции к возврату молодых ученых, выехавших в свое время за рубеж, использованию системного подхода в работе с молодыми учеными, привлечению молодых ученых к реализации приоритетных направлений науки, технологий и техники Российской Федерации. Отрадный факт, если при реализации этих направлений появится открытость и прозрачность конкурсов, то реально работающие научные школы, продолжающие на зависть дикому западу ковать блестящие научные результаты и подготавливать молодую поросль высокообразованных молодых исследователей получат дополнительный стимул в своей работе. Мы понемногу с Вами двигаемся по тому полю, что принято называть отечественными источниками финансирования для научной молодежи. Естественно отрадно вспомнить тот факт, что согласно последнему заявлению премьера аспиранты и докторанты с 1 января 2006 года получат существенную прибавку к своей стипендии. Согласно документу, с 1 января 2006 года аспиранты будут ежемесячно получать по полторы тысячи рублей. Стипендия докторантов государственных образовательных и научных учреждений поднимается до трех тысяч рублей. Тем же постановлением Фрадков поручил Минфину и получателям бюджетных средств предусмотреть соответствующее финансирование при подготовке закона о бюджете. Сейчас аспирантская стипендия колеблется в пределах 800-1000 рублей. Казалось бы, что весомую долю оптимизма в души молодежи может привнести новая концепция стратегии молодежной политики нашей страны, которая достаточно долгое время размещена как на сайте Министерства образования и науки, так и на Интернет-портале "Российское содружество молодых ученых". При подготовке этого доклада я попросил разместить стратегию на Интернет-портале "Российское содружество молодых ученых", обратился на несколько форумов и принял немало писем с вашими оценками и рекомендациями. Благодарен всем, кто откликнулся на эту проблему своими постами, и письмами. Надо сразу оговориться, что перед разработчиками этой проблемной стратегии стояла изначально труднорешаемая задача – решить проблемы молодежи. Эти проблемы в течение многих и нудных лет пытались решить программы молодежь России и дети России. Как решались эти проблемы для страны все мы можем видеть по образовательному уровню выпускников школ, которые приходят в университеты ( кто преподает – поймет), по участившимся убийствам иностранных граждан в городах России, по уменьшившемуся росту рождаемости, по повысившемуся уровню наркозависимых среди молодежи и т.д. Это процессы сильно взаимосвязаны друг с другом, ибо они показывают реальный результат государственных программ, которые осуществлялись на наши с вами деньги – деньги налогоплательщиков!
Ну, название министерства, в недрах которого родилась эта стратегия, вызывает уважение, ведь стратегия развития российской науки и инноваций – серьезный и проработанный документ – тоже продукт этого министерства.
В самом начале этого документа сказано, что государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
Далее в документе говорится. Что принципы реализации этой политики будут следующими:
Ясное дело, что для реализации девяти направлений, которые подразумевается сделать общенациональными проектами, ставится задача стать средством и инструментом непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных и общероссийских задач. Разработанные в соответствии с методологией настоящей Стратегии проекты, как обычно подразумевается, будут обращены ко всей молодежи России, и откроют возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Предоставят молодежи выбор тех направлений деятельности, которые, более всего, соответствуют ее интересам. С другой стороны, делегируют молодому поколению права, полномочия и ответственность в решении приоритетных задач национального развития, откроют перед молодыми людьми всероссийские масштабы и перспективы развития и достижений.
Стратегия определяет цель и основные параметры каждого из проектов. Их специфическое содержание будет создано и реализовано самими молодыми людьми и организациями, их представляющими, на всей территории страны. Таким образом, каждый из проектов будет объединять проектную и инновационную деятельность тех организаций, негосударственных молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели. И вот здесь всем здравомыслящим людям становится ясно, что готовится очередная Федеральная программа. У нее будет своя дирекция, свои "наместники" на местах – операторы, которые будут определять – кто будет исполнять, а кто будет смотреть как исполняют. Причем пришла пора открыть основные направления, по которым будет идти формирование направлений – основных направлений этой самой Федеральной целевой программы. Какие же они? "Новый взгляд". Планируется запустить масштабный проект социальной рекламы, чтобы пропагандировать толерантность, любовь к Родине, активную гражданскую позицию, здоровый образ жизни, семейные ценности и т. д. Осуществляться этот проект будет силами молодежных организаций. Социальная реклама? Силами общественных организаций? Или это опять будут деньги перекочевавшие под той или иной вывеской в фирмы типа – пошли смс и мы вышлем тебе мелодию на мобильник? "Молодежь в действии". В рамках этого проекта получат поддержку разнообразные инициативы молодежи, будут устроены клубы и прочие места, где можно с толком провести свободное время.
Не понятно – у нас молодежь не может реализоваться – но должна и обязана отдыхать.
"Всероссийский стройотряд". Фактически это служба молодежной занятости в масштабах страны. Те, кого из-за возраста или отсутствия квалификации не берут на постоянную работу, смогут попробовать себя в студенческих трудовых отрядах и других организациях похожего профиля. "Завтра начинается сегодня". Этот проект предназначен начинающим общественникам и политикам. Для них – программы развития лидерства, самоуправление молодежи и т.д.
Ну куда ни шло – нормальное предложение. Однако существуют много различных неправительственных и международных фондов – зачем дублировать?
"Успех в твоих руках". В рамках этого проекта получат поддержку молодые предприниматели, продвигающие нестандартные технологии и продукты. "Доброволец России". Молодые люди будут помогать людям, "оказавшимся в трудной жизненной ситуации". Самая противоречивая из заявленных тем. Какое может быть волонтерство в стране, где подавляющее большинство народа живет непонятно на какие средства , зачастую за чертой бедности!? Волонтерство может быть там, где "сытые желудки" и от этого появляется желание поработать просто так. "Шаг навстречу". То же добровольчество, только в более узких рамках – социальная помощь выпускникам детских домов и коррекционных школ, освободившимся несовершеннолетним заключенным. Дублирование тем, наверное из-за узости заявленных направлений. Лучше сразу направить эти средства в детские комнаты милиции, повысить зарплату работникам собесов и т.д. "Вместе". Проект, направленный на то, чтобы инвалиды и молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, не оставались "за бортом" жизни общества. Этих людей будут привлекать в молодежные организации и трудоустраивать. Красивые слова. Вместе стоящие, идущие, прыгающие, лежащие... Но привлекают обычно не просто так, а для чего то, имея в планах достижение целей и т.д. Может быть, следовало бы в первую очередь выделить деньги на исследование причин, которые приводят к тому что эта категория людей не может себя комфортно чувствовать в обществе, финансовых механизмов поддержки их возвращения в общественную жизнь и т.д.? Общая идея всех проектов – "привлечение граждан к решению собственных проблем". Красивая идея! Здорово звучит. Еще недавно Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов на одной из ежегодных Санкт-Петербургских ассамблей молодых ученых, на которых собирается интеллектуальная молодая элита Санкт-Петербурга, говорил – "Наша задача – инфицировать молодежь наукой". И это очень правильно. Однако общее чувство, возникающее при прочтении концепции стратегии одно – авторы неправильно представляют себе цели проекта, который пишут. В тексте записано: "Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России". Для того, что бы люди могли решать свои проблемы, развивать свои умения и навыки и свой потенциал, в первую очередь надо сделать акцент на взращивание здоровой и образованной молодежи! Именно это должно быть поставлено во главу угла любой молодежной программы, концепции, стратегии, если она претендует на статус государственной доктрины! Именно если человек образован и здоровье ему позволяет, то он может быть обучаем, может совершенствовать свои навыки и стремиться их совершенствовать. Если таких акцентов не будет – нам впору задуматься о трансформации призыва Жореса Ивановича в иной лозунг – "Наша задача инфицировать молодежь образованием"! Поэтому направленность у всей стратегии должна быть совершенно другой! Если же мы правильно расставим акценты, то мы со временем, и весьма скоро, получим думающую, образованную и здоровую молодежь. Тогда не надо будет вытаскивать изрядно "подзатасканную" идею о воспитании идейной молодежи (кстати очень много респондентов на портале rosmu.ru говорили именно о том, что непонятно – какая идейность требуется?) – человека образованного весьма трудно потянуть весьма сомнительного вида политическими тезисами и затеями, поскольку у такого человека будет трезвый ум и серьезное образование, а, стало быть, и свое мнение. И еще важно отметить, что именно акцент на правильно выбранные цели даст всей концепции стратегии инновационный характер. Есть еще одно опасение – в проекте сказано, что исполнением Стратегии будет управлять общественно-государственный Совет, в составе которого – политики, бизнесмены, общественные деятели. Я не понимаю, как можно управлять исполнением стратегии. Совет будет на конкурсной основе отбирать головных исполнителей для всех девяти проектов. Они в свою очередь выберут исполнителей в регионах, которые, собственно, и будут проводить конкретные работы. За всей этой структурой будут следить независимые оценщики. Как говорят в народе – хочешь похоронить идею – создай комиссию.
Теперь еще по существу – чего нет в предлагаемой стратегии:
Каждый менеджер скажет, что на любом направлении изначально должны быть определены цели, опыт и масштаб применения, законодательная база, подходы, объект поддержки – кого в первую очередь поддерживать (учитывая прискорбный опыт реализации предыдущих программ), определены индикаторы эффективности выполнения направления, затраты, этапы реализации идей и инструментов, мониторинг контроля качества. В случае со стратегией, которую я в своем докладе оцениваю, неправильно выбранные цели и нежелание даже оценить опыт проведения подобных программ и стратегий предыдущего десятилетия ни в коем случае не сделат ее успешной! Предлагаемый в проекте как основной оценочный параметр эффективности достижения цели и стратегических задач Стратегии – Индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни – явно не самый удачный, поскольку, и это знает каждый кто хотя бы раз выполнял какую либо работу в рамках какого либо гранта – в выборе показателя эффективности надо брать только те параметры, на которые влияешь в результате выполнения проекта непосредственно – а вот количественные показатели выполнения программы и должны быть взяты на основе хотя бы сканирования по вышеперечисленным признакам продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни – только вовлеченных в проекты программ людей. В документе говорится, что "Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они лишь определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке". Возникают серьезные опасения, что деньги опять будут портачены государством на заранее недостижимые цели? Зачем? Не проще ли узнать, сколько денег планируется потратить на эту программу, и дать, например, маленькие гранты родителям: за одного дитя – х рублей, за другого дитя – у и т.д. Они потратят их "с умом" на своих детей, каждый в меру своей образованности, но, по крайней мере, будет некое равенство.
Я взялся за такой доклад лишь потому, что недавно прочитал выступление нашего министра образования и науки, который курирует этот сектор политики, и поверил ему, когда он сказал в одном из своих последних интервью: Так вот. Если вы хотите узнать мое мнение – на мой личный взгляд такую стратегию даже рассматривать нельзя – это некий рабочий вариант, который даже нельзя еще выносить на обсуждение. Нельзя при этом прикрываться лозунгами, что надо быстрее ее принимать – страна ждет. Мы действительно ждем, но мы готовы поработать вместе, чтобы страна получила эффективное использование средств самого народа. В этом зале сидят молодые ученые – люди, в которых страна уже вложила немалые средства для того, что бы иметь профессиональную помощь в решении самых насущных государственных проблем – в экологии, в энергетике, в так называемой социалке и многих других вопросах тоже. Однако, мы все молодые, мы знаем специфику нашего поколения. Дело в том, уважаемые коллеги, что и молодой наркоман, который вкалывает очередную дозу, и молодой хулиган, который убивает очередного африканского студента в близлежащей подворотне – это наши с вами близкие по возрасту сограждане. Именно вместе с ними нам придется уже в ближайшие годы взять ответственность за происходящее в стране на себя.
Наше государство дало нам образование, и мы осознаем ответственность за происходящее. Мы имеем все основания потребовать не принимать в таком виде этот проект, не торопиться с разработкой и принятием его. Спикер Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов сказал: "Наша общая задача состоит в том, чтобы молодежь стала такой общественной силой, которая будет преградой на пути нравственного вырождения, экономической стагнации, коррупции и бюрократического своеволия. Активная и энергичная молодежь не может и не должна быть в стороне от государственных интересов. Россия нуждается в сильных и решительных людях!". Создаваемый в эти дни Российский союз молодых ученых вполне может в сотрудничестве, или же своими силами разработать стратегию молодежной политики, представить ее как основную или же, как альтернативную. Тогда государственные средства могут быть потрачены с большим толком – а не это ли и есть решение важной государственной задачи!? |