Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/79.html (версия для печати)

15.04.2009

"Наше государство сейчас заботится об инновационных разработках, о новых технологиях производства, однако, мы почему-то забываем о том, что человек – главный двигатель прогресса"

На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.

Подвойская Наталия Леонидовна

  • Заместитель председателя Совета
    Российского союза молодых ученых;
  • координатор региональных отделений
    Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Астраханского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • член Совета по государственной культурной политике
    при Председателе Совета Федерации;
  • аспирант философского факультета
    Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Я была в детстве очень серьезным ребенком. Куклы не признавала вообще, да и мультики мне не особо нравились. Ну вот такая вот странность... Хотя, конечно, играла в какие-то игры, но так, чтобы что-то очень любила – не могу сказать.

Интерес к науке как таковой и первые шаги на этом поприще я начала делать в студенческие годы, еще с первого курса. Хотя то, что я буду заниматься наукой, я знала в детстве, как и то, что буду когда-нибудь писать кандидатскую диссертацию. Наверное, это обусловлено тем, что семья у нас "философская": мама и папа – кандидаты философских наук, в настоящее время работают над докторскими. В общем, росла я в круге ученых, что, естественно, не могло не отразиться на моем выборе.

Еще будучи маленькой девочкой, я ходила с родителями в институт и сидела на их лекциях. Очень часто была с родителями на всяких взрослых "тусовках", которые состояли из людей науки. Поэтому с детства была вовлечена во всякие размышления и философствования о судьбах нашей страны. Однако не могу сказать, что родители меня целенаправленно подталкивали к занятиям научной деятельностью, я как-то вдруг взяла и написала первые тезисы, выступила на конференции, и "пошло-поехало"... Одна конференция за другой, метания в выборе темы исследования и т.д. На втором курсе я уже стала Председателем Студенческого научного общества своего вуза (Астраханский государственный университет – прим. ред.) и, оставаясь им до окончания учебы, старалась пробудить в ребятах желание и интерес к занятиям наукой. Могу сказать, что моя деятельность в некотором смысле увенчалась успехом: несколько ребят, которые были активистами СНО, говорили мне, что именно из-за участия в работе нашего общества они начали заниматься наукой и сейчас учатся в аспирантуре. Приятно осознавать, что я в какой-то мере повлияла на выбор деятельности пусть даже нескольких студентов.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Я очень хотела поступить на специальность "социология", но к моменту моего поступления такой специальности еще не было у нас в городе (Астрахань – прим. ред.). Здесь, наверное, на меня оказала влияние моя мама, так как она – социолог, поэтому вследствие своей специальности часто проводила различного уровня исследования, в которых участвовала и я, вникала во все, что она делала. Но я так и осталась "социологом в душе", а поступила на не менее интересную специальность – культурологию. Мне советовали пойти на факультет иностранных языков, но, на мой взгляд, в современном мире знать только иностранный язык мало, это очень хорошее и необходимое дополнение, но не основная специальность. Поступив на культурологию, я "убила одним выстрелом двух зайцев": и гуманитарное образование получила, и три иностранных языка выучила (это не считая латинского, который почему-то является обязательным для всех культурологов). Сейчас готовлю к защите кандидатскую диссертацию по политологии, тема моего исследования связана с такими понятиями как "политическая культура" и "политический менталитет".

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Для гуманитариев, наверное, это более сложный вопрос, чем для технарей или, к примеру, медиков, ведь мы занимаемся изучением общества и процессами, происходящими в нем. Хочу сказать, что я категорически не согласна с бытующим мнением, что "всякие там" философы, социологи, психологи и т.п. занимаются болтологией, и мало что делают для науки. К сожалению, так, видимо, считают и многие госчиновники. Подтверждают мое предположение и суммы, выделяемые на исследования в гуманитарной сфере, которые в разы меньше, чем те, что выделяются на естественнонаучные изыскания.

Наше государство сейчас заботится об инновационных разработках, о новых технологиях производства и т.д., однако, мы почему-то забываем о том, что человек – главный двигатель прогресса. Все эти инновации и технологии творятся кем? Человеком! А мы им не занимаемся или не уделяем должного внимания! Каково его психологическое состояние в быстро меняющемся мире, как он реагирует на все эти изменения, как сохранить национальную культуру в порой безразборном заимствовании "чужих" ценностей, как сделать так, чтобы наш "великий и могучий русский язык" блистал всеми красками, а не коверкался из-за заимствований иностранных слов? Этих вопросов огромное количество, список можно продолжать сколь угодно долго...

Мое главное исследование было посвящено как раз одному из актуальных во все времена вопросов нравственной философии и культуры в целом, а именно – смыслу жизни. Восприятие людьми темы моего исследования весьма неоднозначно: с одной стороны, она у всех вызывает неподдельный интерес, так как касается каждого из нас, с другой – каждый (или практически каждый) считает, что знает об этом все, и, улыбаясь, раздумывает: как вообще можно писать о такой проблеме и что нового можно сказать. В этом-то и суть! Моя работа была отмечена не одной наградой именно потому, что ей я смогла сказать новое слово в этой, казалось бы, "изъезженной" теме. Главный вывод, который мне удалось сделать по итогам своего исследования, весьма банален: смысл жизни ... в самой жизни! Да-да, именно так оно и есть.

Интересно, что выбор темы был случайным: просматривая информацию о научных мероприятиях с целью нахождения подходящих для публикации своей статьи, наткнулась на психолого-философскую конференцию, одной из главных тем которой был вопрос о смысле жизни. К тому же на тот период времени это была проблема, волновавшая меня как формирующуюся личность. Я начала читать литературу по этой тематике. Одна книга, вторая, третья... В итоге за летние каникулы я изучила несколько десятков книг, написала статью, выступила на конференции, получила много откликов и решила, что вот оно то, чем хочу заниматься, вот то, что хочу исследовать. В результате и курсовые, и диплом писала по этой теме, после вуза отправила работу на Всероссийский конкурс, в котором заняла первое место и получила медаль Российской академии образования. Там же мне сказали, что у меня написана диссертация, можно на защиту, но к тому времени я уже училась в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова на политологии и занималась другой темой, но до сих пор читаю литературу по смыслу жизни и продолжаю публиковаться по этой тематике. Кто знает, может быть, когда-нибудь получится докторская...

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Первое, что хочется спросить: "а что это?" Если серьезно, то его очень мало. Хобби в данный момент, наверное, – это общение с друзьями и коллегами. На другие виды хобби просто не хватает времени. Отвлечься от своих научных проблем – это практически невыполнимая задача. Думаю, каждый человек, в той или иной степени занимающийся научно-исследовательской деятельностью, со мной согласится. Причем размышления о своих научных идеях – это неконтролируемый поток мыслей и, к тому же, самопроизвольный...

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

Во время обучения в университете у нас было две специальности культурологов. Выпускникам одной из них присваивалась квалификация "учитель культурологии", другой – "культуролог со знанием иностранного языка", которую как раз и получила я. Так вот, нашу специальность называли "чистые культурологи". И преподаватели иногда, зайдя к нам в аудиторию, спрашивали: "Вы же чистые?" И мы их понимали, и они нас. Но вот люди со стороны были шокированы. И здесь же возникал вопрос: а другая часть культурологов – "грязная"?

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Реагируют положительно. Как правило, это сообщение вызывает интерес и большое количество вопросов. Некоторые бывают шокированы этим фактом, так как представляют, что ученый должен выглядеть как-то странно: знаете, такой слегка сумасшедший, в очках, с взъерошенными волосами и колдующий над какими-нибудь пробирками... И с интересом узнают, что ученые могут выглядеть и по-другому...

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

За рубежом не работала, но была два раза на стажировке в Италии, была возможность остаться. Интересно за рубежом – да, остаться там навсегда – нет. Наверное, дело в патриотизме, хочется сделать что-то для своей страны. Не сочтите за пафос, я действительно так думаю.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ