Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/78.html (версия для печати)

24.04.2009

"На выбор повлияли научные руководители, которые профессионализмом, оптимизмом, любовью к своему делу заряжали и вдохновляли на внеурочные занятия"

На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.

Васильева Юлия Борисовна

  • Председатель Ульяновского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • Член Контрольно-ревизионной комиссии
    Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Совета молодых ученых
    Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии;
  • доцент кафедры микробиологии, вирусологии,
    эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы
    Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии;
  • кандидат ветеринарных наук.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Детство было наполнено общением с друзьями и животными. В раннем детстве любимое занятие – дрессировка дворового кота Черныша и показы номеров соседям. Что он только не вытворял за лакомый кусочек колбасы: прыгал через обруч, ходил по швабре на высоте "птичьего полёта". Самое эмоциональное событие – его падение, когда в процессе прыжка я передвинула табурет, на который он должен был приземлиться, и он сильно ударился подбородком. Было стыдно за свой поступок и очень захотелось ему облегчить боль, быстрее помочь. Наверное, тогда возник интерес к ветеринарии. К науке стремление в детстве не проявлялось, больше увлекало творчество: танцы и всевозможные кружки. Родители всегда и во всём поддерживали и, к счастью, поддерживают.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Выбор будущей профессии – сложное решение. Каждый раз, когда я писала в школе сочинение на тему "Кем я хочу стать", разрывалась между профессиями учителя, врача и ветеринара. К счастью, удалось практически всё воплотить. Стремление серьёзно заняться научными исследованиями и продолжить обучение в аспирантуре пришло в Академии во время работы на втором курсе в научном кружке "физиолог". На этот выбор повлияли научные руководители, которые профессионализмом, оптимизмом, любовью к своему делу заряжали и вдохновляли на внеурочные занятия.

Первая научная студенческая работа была связана с изучением действия биологически активных добавок на организм коров. Ежедневно в 7 утра со студенческого общежития я бежала с подружками на ферму, чтобы добавить подопытным коровам в корм цеолит, а потом до 9 вечера в лаборатории кафедры физиологии мы исследовали их кровь и делали выводы. Самым сложным оказалось выступление на студенческой конференции. Колени задрожали, когда, войдя в лекционную, я увидела полную аудиторию преподавателей и студентов. Спокойствие пришло во время выступления, когда взгляд остановился на улыбающемся и одобряюще кивающем профессоре. Занятия в физиологическом кружке побудили огромный интерес к научной работе.

Желание продолжить обучение в аспирантуре родилось во время выполнения дипломной работы. Работа была связана с лечением инфекционных заболеваний конечностей у коров. Первую неделю мне казалось, что опыты я провести не смогу, так как не представляла, как можно самой повалить таких "слоних". А обслуживающий персонал не горел желанием помогать. Всё решилось просто: руководителю диплома достаточно было один раз показать повал с фиксацией верёвки через трубу молокопровода – и дело "пошло в гору". Через 2 недели все хромые бурёнки весело бегали. А я с удовольствием защитила дипломную работу.

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Выполняя исследования при подготовке диссертации, хотелось изобрести что-то новое, полезное и эффективное. Тематика была связана с диагностикой и лечением заболеваний молочной железы коров. Для изучения проблемы приходилось постоянно выезжать в различные хозяйства. Оказалось, что основная проблема недополучения молока и высокой заболеваемости коров в любом хозяйстве – это отсутствие ранней диагностики болезней молочной железы. Вследствие этого от мастита страдали животные, их телята травились молоком, кишащим микробами, а животноводы страдали от убытков. К тому же молоко от скрыто болеющих коров, поступая к потребителю, может вызывать серьёзные нарушения пищеварения у людей и аллергию у детей. Поэтому самым полезным считаю разработку экспресс-теста, позволяющего выявлять заболевание, когда оно ещё не проявило пагубное действие на здоровье животного и получаемую от него продукцию.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

В настоящее время более половины рабочего времени я уделяю общественной работе. Считаю одной из главных своих задач помочь молодым ученым, делающим первые шаги в науке, раскрыть и проявить себя на этом поприще. Делюсь с ними информацией о проводимых научных мероприятиях, конкурсах, грантах, выставках, помогаю оформлять заявки. Самое приятное – это организация живого общения, обмена опытом среди молодой научной элиты, представляющей различные специальности и научные направления. Наиболее ярко это проявилось на проекте "Школа молодых инноваторов", где школьники, студенты, аспиранты и преподаватели различных вузов работали в одной связке, создавали команды, разрабатывали общие идеи, учились отстаивать свои интересы, защищать проекты. А ещё огромный плюс – это, то, что команда организаторов (Ульяновское региональное отделение Российского союза молодых ученых и Совет молодых ученых Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии) тоже проверила себя на прочность.

Вторую половину рабочего дня посвящаю преподавательской и научной работе. Стараюсь к каждой новой теме подбирать современный статистический материал по распространению различных инфекционных заболеваний, насыщать занятия наглядными примерами, видеосюжетами и презентациями. Ежемесячно для закрепления изученного материала, получения более углубленных знаний и увлечения предметом провожу викторины, олимпиады или деловые игры по разделам дисциплины. Научной работой занимаюсь вместе с аспирантами и студентами. Сейчас мы исследуем малоизученные инфекции домашних животных, в частности – бордетеллёза. Проблема актуальна, так как собаки и кошки могут быть источником заражения детей.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Свободное время я провожу с семьей и друзьями. Зимой ходим на прогулки по лесу и катаемся на коньках. Летом выезжаем насладиться природой на берег Волги. Большинство моих друзей из научной среды, так что часто устраиваем дискуссии на различные научные темы.

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

"Принимаем дубов, выпускаем липу" – это, конечно же, не про наших студентов
(с улыбкой – прим. ред.).

Специалист по крылатым выражениям – мой научный руководитель, профессор Дмитрий Аркадьевич Васильев. Каждый день удивляет меткостью слова и хорошей шуткой. Его любимая фраза Н.В. Тимофеева-Ресовского "Наука – баба весёлая и паучьей суеты не терпит".

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Новые знакомые, в основном, появляются в окружающей обстановке, на работе, в командировках, поэтому информация о виде деятельности не вызывает удивления.

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

Предложения работы за рубежом не поступали. Это было бы интересно, но только временно, для ознакомления.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ