Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


22:54
27
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Член Совета Российского союза молодых ученых Дмитрий Иванов
Член Совета Российского союза молодых ученых Дмитрий Иванов

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


08.10.2008

Молодой ученый в вузе сегодня

Иванов Дмитрий Владимирович

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Регионального отделения
    Российского союза молодых ученых в Республике Марий Эл;
  • доктор физико-математических наук;
  • заведующий кафедрой высшей математики
    Марийского государственного технического университета;
  • Председатель Совета молодых ученых
    Марийского государственного технического университета.

В данной статье речь пойдет о тех проблемах, с которыми сталкивается молодой ученый в процессе самоопределения в научном и педагогическом сообществах. Прежде всего, это касается представителей вузовской молодой науки, так как за ее пределами (например, в научно-исследовательских институтах) такая проблема не стоит столь противоречиво. Все дело в том, что высшая школа ставит молодого ученого в условия обязательного сочетания науки и преподавания, а это порождает определенные проблемы.

Социализация личности в среде высшей школы, как правило, происходит в двух основных направлениях: научном и педагогическом. Молодой ученый приобщается, с одной стороны, к миру научного сообщества со свойственными ему исследовательскими установками, целями и ценностями, с другой – к миру педагогической деятельности, который требует умения передать имеющиеся знания ученикам (студентам).

На первый взгляд может показаться, что занятия педагогической и научно-исследовательской деятельностью требуют несколько разных жизненных установок и даже способностей. Так, ученый – это, прежде всего, исследователь, призванный проникать в глубины изучаемого объекта, что требует определенной аскезы, известной доли отрешенности от окружающего мира. Наука может твориться в кабинетах и лабораториях, жизненно не нуждаясь в студенческой аудитории. В свою очередь, педагог – человек по определению публичный, умеющий четко излагать свои мысли вслух и желательно в доступной для слушателей форме. Он может не быть исследователем, но должен четко знать тот материал, который преподает. Педагогу необходимо уметь находить контакт со студенческой аудиторией, от этого зависит успешность его занятий. Преподаватель должен обладать целым набором личностных качеств, позволяющих ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Следовательно, утверждение об определенной разнонаправленности научной и педагогической практик имеет вполне конкретные аргументы.

Судя по всему, в своих предельных основаниях эти два вида интеллектуальной деятельности (наука и преподавание) действительно различны, но, по принципу дополнительности разных видов деятельности, могут быть представлены в качестве целостной системы, что дает возможность увидеть их единство и непротиворечивость. Принимая как частный вариант противопоставление научной и педагогической деятельности, мы, со своей стороны, склонны полагать, что они находятся в гораздо более сложном диалектическом единстве и для молодого ученого фактически неразрывны, по крайней мере, на начальном этапе творческого становления. Дело в том, что для молодого ученого и наука, и преподавание – это уникальный жизненный опыт, возможность социализироваться в среде высшей школы и проявить себя как на научном, так и на педагогическом поприще. В конце концов – это и возможность выбора дальнейшего пути развития, выявление своих жизненных приоритетов – научных или педагогических, а возможно и их совмещение.

Однако совмещение научной и педагогической деятельности сопряжено с рядом проблем, самые актуальные из которых будут обозначены в этой статье. Под проблемами в данном контексте будем понимать те сложности, которые возникают у молодого ученого в процессе совмещения педагогической и научной деятельности.

Начнем с проблемы приоритетов в системе наука-преподавание. Ее суть видится в том, что процесс занятия научно-исследовательской деятельностью, как и учебный процесс, является непрерывным, требующим постоянного включения, погружения, присутствия. А это, в свою очередь, требует наличия как минимум трех факторов: времени, энергии и мотивации. Распределить время и энергию равномерно между учебным процессом и научной деятельностью удается далеко не всегда в силу объективных причин. Так, в высшей школе молодой ученый, прежде всего, преподаватель-профессионал, основной задачей которого является обеспечение качественного ведения учебного процесса. Не секрет, что именно на молодых ученых ложится значительная преподавательская нагрузка, что отнимает много времени и сил, которые уходят на подготовку к занятиям, их проведение, а также на ряд других обязанностей, например, кураторство.

Особо хотелось бы заострить внимание на молодых ученых, только что окончивших аспирантуру и защитивших кандидатскую диссертацию. Они вливаются в учебный процесс и осваивают во многом новые дисциплины, на что уходит почти все свободное время. В процессе овладения материалом эта нагрузка, безусловно, спадает и появляется больше времени для занятий наукой.

Отдельную группу молодых ученых составляют преподаватели, которые ведут дисциплины, близкие по содержанию научным поискам и интересам. В данной ситуации появляется возможность удачно и крайне плодотворно совмещать научную работу с подготовкой к учебному процессу. В ходе лекций появляется возможность проговаривать материал, что способствует лучшему его осмыслению, а в ходе семинарских занятий – вести диалог со студентами и выслушивать их мнения по поводу изучаемого материала.

Можно и перевернуть ситуацию, поставив на приоритетное место науку. Если молодой ученый будет всецело поглощен научной деятельностью, то может пострадать учебный процесс, который, как известно, требует к себе особого внимания и подготовки, а также соответствующего настроя. Занимающийся грантовой деятельностью молодой ученый может быть ограничен в своей мобильности. Возможные командировки, а то и длительные стажировки создают сложности с ведением учебного процесса.

Безусловно, увлеченный молодой ученый найдет время и энергию в равной мере и для учебного процесса, и для науки, но это скорее из области должного, нежели сущего, из области идеального, нежели реального положения дел.

Данная проблема, на наш взгляд, тесно связана с другой, не менее актуальной, которую можно обозначить как процесс рутинизации, формализации как научной, так и педагогической деятельности, что особенно губительно именно для личности молодого ученого.

Ни для кого не секрет, что молодые ученые в силу объективных экономических причин зачастую подрабатывают в других учебных заведениях. Это происходит по причине необходимости содержать семью, (напомним, что молодые ученые находятся в возрастных рамках 25-35 лет, а это достаточно благоприятный возраст для создания семьи). Вопрос заработка играет в данном контексте далеко не последнюю роль.

Подобного рода совмещения выматывают и рутинизируют преподавательскую деятельность, что превращает ее из творческого процесса передачи знания от преподавателя к студенту в ремесленничество, поверхностное и механическое начитывание лекций и формальное ведение семинарских занятий. От этого страдают и научная деятельность, и качество преподавания. Такого рода ритм не может стимулировать научную активность молодого ученого, а скорее наоборот: вытеснит науку на периферию его жизни. Решить данную проблему крайне сложно, и это, по всей видимости, может сделать только сам молодой ученый, расставив приоритеты.

Рутинизации подвергается не только учебный процесс, но и научно-исследовательская деятельность (правда, в этом случае ее уже крайне сложно назвать научно-исследовательской). Особенность этого процесса состоит в формальном подходе к занятию наукой, приоритет его количественной составляющей над качественной, что, в конечном счете, выхолащивает из научной деятельности творческое начало. Молодого ученого зачастую ориентируют на получение исключительно количественных показателей, например, количества написанных и опубликованных статей, студентов, подготовленных к выступлению на конференции и т.п. При таком подходе молодой ученый думает не столько о науке, сколько о том, как соответствовать необходимым рамкам и нормативам.

На наш взгляд, рутинизация науки и преподавательского труда – одна из наиболее сложных и, к сожалению, распространенных проблем, с которой молодому ученому приходится сталкиваться в высшей школе. Решить ее можно, по всей видимости, одним, весьма банальным способом – наполнить научный и педагогический труд творческим содержанием.

Следующая проблема, которую хотелось бы обозначить в системе наука-преподавание, вызвана новыми требованиями, предъявляемыми самой жизнью к личности молодого ученого как педагога и исследователя. В сжатой форме эти требования можно сформулировать так: ученый обязательно должен быть педагогом, а педагог, чтобы сохранять профессиональную пригодность и адекватность тем изменениям, которые происходят в мире, обязан быть исследователем. И это не благое пожелание, а требование времени. Слишком большая ответственность ложится на плечи молодых ученых как передовых представителей отечественной интеллигенции.

Осуществляя педагогический процесс, молодой ученый не только передает знания студентам, но и формирует у них определенный тип социального действия, что оказывает свое влияние на общество, культуру. По принципу амбивалетности всех социальных процессов и явлений молодой ученый сам, будучи активно действующим субъектом, в свою очередь испытывает влияние аудитории (студентов), что позволяет не отрываться от жизни, а погружаться в нее целиком, остро ощущая настроения молодой аудитории. Такой диалог позволяет активизировать мысленную деятельность как студенческой аудитории, так и молодого ученого-педагога.

Необходимость молодого педагога заниматься наукой обуславливается и тем обстоятельством, что именно наука дает возможность преодолеть фрагментарный взгляд на мир, выработать самостоятельную жизненную позицию, развиваться интеллектуально.

Не последнюю роль среди рассматриваемых проблем играет востребованность молодого ученого на своем поприще. Чрезвычайно важно именно в молодом возрасте чувствовать свою нужность, важность той работы, которую выполняешь не только для собственной личности, но и для общества в целом. Это связано с тем, что молодые ученые – это не просто молодежь, во многом живущая сегодняшним днем, а люди со сформировавшейся активной гражданской позицией.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что в отличие от школьного учителя, положение которого в современной школе статусным никак не назовешь, молодой ученый – востребованный специалист, что, безусловно, делает его значимой фигурой в современном педагогическом сообществе в целом и в вузовском в частности. Потребность высшей школы в молодых квалифицированных научно-педагогических кадрах крайне велика. Это во многом связано и с процессами модернизации в системе образования в современной России.

Молодые специалисты как никогда необходимы системе нашего высшего образования как прогрессивный наукоемкий ресурс, дающий возможность рассчитывать в будущем на достойную смену авторитетных доцентов и профессоров. Этому во многом способствует развитие научных школ с привлечением молодых ученых и формирование сообщества молодых ученых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Успешность данного процесса во многом зависит от политической воли руководящей элиты, ее понимания места и роли науки в системе высшего образования.

Далеко не последнюю роль в списке проблем в системе наука-преподавание играет проблема осуществления самостоятельного руководства молодыми учеными научно-исследовательской деятельностью студентов. Навыки научного руководства дают возможность молодому ученому самоутвердиться в этом качестве, почувствовать ответственность за ученика и радость от его успехов. В процессе совместной работы происходит диалог, сотворчество, что дает возможность молодому учителю и студенту-ученику взаимодополнять и развивать друг друга. Необходимо подчеркнуть, что НИРС не должна осуществляться рутинно, формально по принципу "чем больше, тем лучше". В противном случае результат от такой деятельности будет прямо противоположен ожиданиям. Лучше меньше, но качественнее.

Важной проблемой как в научной, так и в педагогической деятельности молодых ученых является их взаимодействие со старшими коллегами – профессорами и доцентами, много лет проработавшими в вузе. Это и проблема педагогического мастерства, которое во многом способствует переводу сложного языка науки, его глубинных идей и смыслов на понятный язык лекционного материала, адресованного студенческой аудитории. Молодой ученый-педагог может научиться этому только у старших коллег, которые обладают соответствующим опытом и навыками учебно-методической работы. Такое взаимодействие во многом способствует и сохранению университетских традиций и сближает молодых ученых с опытными преподавателями.

Ряд вышеперечисленных проблем, которые возникают в процессе социализации молодого ученого в мире науки и преподавательской деятельности, далеко не исчерпан. Но наряду с проблемами остановимся также на позитивных обстоятельствах, которые возникают при гармоничном сочетании науки и преподавания.

Хотелось бы начать с того, что молодой ученый, занимающийся наукой, вырабатывает определенную дисциплину мышления, умение систематизировать и структурировать сложный по своему содержанию и значительный по объему материал, а это, безусловно, очень помогает в преподавательской работе, на этапе конструирования лекционного материала. Наука формирует у молодого ученого умение спрашивать, задавать вопросы, что, несомненно, позитивно сказывается и на методике преподавания, когда педагог с помощью серии удачно заданных ученику вопросов наводит его на правильную мысль, активизирует его мышление.

Важной составляющей педагогического авторитета молодого ученого являются его научные успехи. В глазах студентов – это далеко не последний показатель состоятельности педагога. Ссылки на собственные работы, их рекомендация студентам в качестве литературы для подготовки к семинарским занятиям дают возможность взглянуть на себя глазами студентов.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сочетание научно-исследовательской деятельности с преподаванием крайне конструктивно для личностного развития молодого ученого. Занимаясь наукой и используя свои научные знания в педагогическом процессе, молодой ученый выступает в роли популяризатора науки в студенческой среде.

В качестве рекомендаций, способствующих решению проблем, возникающих в системе наука-преподавание, хотелось бы отметить важность следующих мер:

  • стимулирование молодых ученых к занятиям научной деятельностью и создание для этого благоприятных условий;
  • проведение разъяснительной работы в среде молодых ученых относительно необходимости сочетания педагогической деятельности с наукой и о пользе подобного рода сочетания;
  • освобождение молодого ученого от чрезмерной нагрузки по учебному процессу, мотивирование его на работу в родном вузе, а не "на стороне";
  • поддержка грантовой деятельности молодых ученых;
  • избавление, насколько это возможно, педагогической и научной деятельности от рутины и погони за количественными показателями;
  • поддержка работы молодых ученых в качестве научных руководителей студентов;
  • формирование у молодых ученых чувства ответственности за учебно-педагогический процесс.

Темы: предложения председатель регионального отделения точка зрения

« к началу страницы