Выступает Заместитель председателя Совета, Председатель Исполнительного комитета Российского союза молодых ученых Сергей Касаткин
15.03.2011 Молодежная политика в сфере науки
07.11.2010 "Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"
03.11.2010 Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010
01.11.2010 "Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"
27.10.2010 "У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"
|
|
08.02.2007
Движение молодых ученых в России: значимость и перспективы
Касаткин Сергей Евгеньевич
- Заместитель председателя Совета
Российского союза молодых ученых;
- Председатель Исполнительного комитета
Российского союза молодых ученых;
- кандидат экономических наук;
- сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова
Российской академии наук.
Выступление состоялось 8 февраля 2007 года на на Пленарном заседании, посвященном открытию VI-й Республиканской конференции "Наука и инновации в Республике Мордовия". В тексте сохранена авторская пунктуация и орфография.
Современное российское общество, находясь на пути модернизации государства, испытывает потребность в эффективном использовании своего интеллектуального и культурного потенциала. В настоящее время для решения проблемы перехода от сырьевой экономики к экономике знаний требуется ясность мысли, быстрота принятия нестандартных решений в постоянно меняющейся ситуации, привнесение новых идей и смыслов, способных сориентировать людей в переходный период, поиск национальной идеи.
Резкий спад финансирования отечественной науки с начала 1990-х годов привел к возникновению кадровой проблемы и реальной опасности утраты преемственности поколений в научной сфере, резкому падению престижа профессии ученого. Целые направления отечественной науки оказались без молодых кадров, пришедших на смену старшему поколению; стареет и не обновляется материально-техническая база. Несмотря на повышение финансирования, сегодня в российской науке и высшей школе не удается преодолеть те негативные тенденции, которые явились следствием нестабильной экономической и политической ситуации 1990-х годов.
В 2004 г. среди кандидатов наук доля исследователей старше 60 лет составляла 32,6%, а среди докторов наук – 56,3%. Средний возраст исследователей сегодня составляет 48,9 лет. Средний возраст кандидатов наук – 53,1 года, докторов наук – 60,9.
Главный вопрос в настоящее время: как сделать нашу науку эффективной и устойчиво развивающейся, а значит, привлекательной сферой приложения талантов? Она должна стать источником непрерывного потока продуктов, услуг, технологий, востребованных реальным сектором национальной экономики, иначе Россия не сможет сохранить научный потенциал, а экономика, без опоры на науку и инновации, не будет конкурентоспособной.
Во всех странах мира молодежь является активной общественной силой и, следовательно, стратегическим ресурсом развития общества и государства. Поэтому для преодоления негативных тенденций, решения проблем в науке и образовании необходимо уделять большое внимание проблемам молодых ученых и преподавателей. Именно понимание ценности молодых ученых и важности их роли как движущей силы развития государства в будущем обеспечит этому государству стабильный прогресс и культурное процветание.
Нет сомнений в том, что высших эшелонах власти появилось понимание важности молодых ученых в процессе построения будущего нашего государства: принимаются решения, направленные на стимулирование активности молодых ученых. Тем не менее, помимо финансовой составляющей, есть еще один фактор, определяющий вовлечение молодежи в научно-педагогическую деятельность, – это интерес общества к науке и образованию. 1990-е годы существенно изменили систему общественных ценностей, и, к великому сожалению, наука потеряла свое значение и престижность в понимании общества. А без высокого статуса, без четкой перспективы развития практически невозможно мотивировать наиболее талантливых студентов остаться в сфере образования и науки. И дело не только в зарплатах. Во всем мире наука приносит доход ниже, чем, например, банковское дело или страховой бизнес. Однако именно наука в общественном сознании передовых инновационных стран сохраняет некую элитарность, поэтому многие молодые люди на Западе, в Японии и других странах простому зарабатыванию денег предпочитают занятие любимым интересным делом – исследованиями. Вместе с тем и сами российские ученые должны приложить усилия, чтобы сформировать соответствующий общественной значимости образ современного ученого, деятельность которого просто необходима для нормального функционирования общества.
Понятно, что реализация мер, направленных на улучшение положения в науке и образовании, требует, во-первых, немалого времени, во-вторых, выявления наиболее значимых проблем молодых ученых и определения механизмов их решения, в-третьих, налаживания взаимовыгодных контактов между молодыми учеными и органами власти. Но любое движение к поставленной цели – это результат взаимодействия многих факторов, и ученые, особенно молодые, должны сами представлять себе те перспективы и цели, которых они хотят достичь. И здесь без объединения интеллектуальных усилий, без дискуссии внутри сообщества научной молодежи обойтись невозможно. От молодых ученых требуется больше инициативы и предложений по развитию научного и образовательного потенциала как своего региона, так и всей страны в целом.
Темы:
выступление
« к началу страницы
|