14.11.2009
"При поступлении я выбрал специальность "Взрыватели и системы управления средствами поражения", но вскоре понял, что мои планы на жизнь носят более гуманный характер, поэтому перешел на "Технические средства охраны объектов и защиты информации"
Геращенко Сергей Михайлович
- Заместитель председателя Пензенского регионального отделения
Российского союза молодых ученых;
- доцент кафедры "Медицинские приборы и оборудование"
Пензенского государственного университета;
- кандидат технических наук.
Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?
В раннем детстве, как и все мальчишки, любил играть в машинки и подвижные игры. Так как все игрушки разбирались мной, ну и, естественно, часть из них не подлежала восстановлению, думаю, именно тогда и зародилась во мне тяга к исследованиям, новому и неизвестному. Родители и родственники поощряли мои исследования. Дома постоянно появлялись новые настольные игры, конструкторы и другие развивающие игрушки.
На этом я не остановился, в школьные годы начал заниматься в радиокружке, вот тогда вся комната превратилась в маленькую лабораторию по сбору гирлянд из разноцветных лампочек и прочих "полезных" предметов, издающих различные звуки и мигающих светодиодами. Я тогда любил радовать всех близких своими веселыми конструкциями.
Также любил и побаловаться с друзьями, поэтому на балконе мы часто мастерили "дымовушки" из пластиковых линеек и другие "изделия" с шумовыми и световыми эффектами, что естественным образом подогревало во мне интерес еще и к изучению химии. Впоследствии я стал заниматься в школьном кружке по химии, где мне представилась возможность проводить всевозможные химические опыты. Особенно запомнились эффектные эксперименты, связанные со взрывами и горением различных веществ в атмосфере чистого кислорода.
Думаю, так и зародился во мне интерес к техническим и естественным наукам.
Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?
Выбор научной специализации, на мой взгляд, чем-то похож на выбор товара в магазине, надо ходить, мерить, пробовать, сравнивать, а когда находишь то, что тебе подходит – брать. Кому-то этот процесс дается легко, кому-то – не очень.
Находясь под приятным впечатлением от школьных увлечений, при поступлении в вуз я выбрал специальность "Взрыватели и системы управления средствами поражения", но вскоре понял, что мои планы на жизнь носят более гуманный характер, поэтому во время обучения перешел на специализацию "Технические средства охраны объектов и защиты информации". Тема моего дипломного проекта была связана с разработкой электрохимических методов контроля состояния объектов с ионной проводимостью.
Получив специальность, я решил не расставаться с наукой, поэтому поступил аспирантуру. Свой выбор научной специализации я сделал в пользу разработки методов и средств контроля состояний биологических объектов. После защиты кандидатской диссертации работал на кафедре "Информационная безопасность систем и технологий" Пензенского государственного университета, а после обучения в докторантуре перешел на кафедру "Медицинские приборы и оборудование".
Получился довольно-таки широкий спектр технических направлений: от средств поражения до медицинских приборов, помогающих восстанавливать здоровье человека.
Важно, чтобы рядом были опытные и профессиональные люди, которые могут помочь определиться с этим выбором. В моем случае такими людьми стали мои научные руководители: доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Волчихин Владимир Иванович и доктор технических наук, профессор Геращенко Сергей Иванович. Можно с уверенностью сказать, что мне по жизни везет на хороших руководителей и хороших людей вокруг.
Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.
В настоящее время, работая по теме докторской диссертации, нахожусь в процессе изобретения чего-то нового. А это, думаю, и приведет к действительно яркому открытию.
Реальную пользу человечеству приносят разработки научного коллектива, в котором я работаю. Например, приборы для оценки активности внутриполостных воспалительных процессов в хирургии, воспалительных процессов в лобных и клиновидных пазухах при ЛОР-заболеваниях, для контроля формирования костного регенерата при переломах конечностей, а также для реализации тканесохраняющих методик проведения операций при онкологических заболеваниях, которые успешно применяется в медицине.
Это, на мой взгляд, достойные примеры реализации научного потенциала. Искренне надеюсь, что в будущем смогу похвастать подобными открытиями.
Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?
Многие думают, что преподаватели вузов только и занимаются чтением лекций студентам. Однако, в реальной жизни это не так. Нам приходиться заниматься различными видами деятельности.
На сегодняшний день большую часть моего времени занимает работа над докторской диссертацией. Она заключается в изучении большого объема литературы, проведении экспериментов, обработке полученных данных, написании патентов, монографий, статей, докладов на конференции, участии в конкурсах на гранты и решения различных организационных вопросов.
Следующим направлением деятельности является работа со студентами. В настоящее время преподаю студентам медицинских и технических специальностей. Со студентами, проявляющими интерес к наукам, проводим различные эксперименты, пишем статьи, участвуем в конференциях, различных конкурсах и выставках.
Кроме того, занимаюсь общественной работой, так как считаю, что еще не все проблемы молодых ученых решены должным образом и надо объединять усилия для решения этих вопросов. В связи с этим принимаю активное участие в различных общественных мероприятиях, в частности, проводимых Российским союзом молодых ученых.
А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?
Я очень люблю путешествовать, мне повезло с работой, так как она позволяет мне совмещать приятное с полезным. Например, находясь в командировках, я имею возможность в свое свободное время прогуливаться по новым местам, общаться с интересными людьми.
Помимо этого, преподавателям летом предоставляется двухмесячный отпуск, поэтому география перемещений на данный период может ограничиваться только собственной фантазией, ну и, конечно, материальными возможностями. Достаточно часто встречаюсь и общаюсь с друзьями, большинство из них знаю еще со школы. Посещаю различные культурные мероприятия, занимаюсь спортом, люблю плавать.
Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?
Основной источник шуток, баек, и сленговых выражений в профессиональной среде преподавателей – это студенты. Так, зайдя на любой сайт, посвященный юмору, можно найти там множество баек и анекдотов про кого угодно. Но мне с юмором повезло вдвойне, так как по линии научных исследований часто общаюсь с врачами, а они за байками и анекдотами в карман не лезут.
Не хотелось бы приводить примеры данных шуток, т.к. многие из них являются довольно специфическими, формат данного интервью не предполагает подобных историй.
Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?
В целом, реакция позитивная и уважительная, хотя нередко данная информация воспринимается, как что-то далекое от обыденной жизни (некая диковина). Многие начинают спрашивать, чем именно я занимаюсь, как вообще живется людям, связанным с наукой. Хотя стоит отметить, что за последнее время имидж ученого в обществе изменился. Раньше это был образ странноватого чудака в очках, а сейчас – это образ современного, успешного и прогрессивного человека.
Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?
Что касается постоянной работы за рубежом, то на сегодняшний день я такой перспективы не рассматриваю. Но мне очень интересен опыт наших зарубежных коллег по коммерциализации своих научных разработок, в том числе и в области биомедицинской техники. Поэтому хотелось бы в рамках стажировки посмотреть, как эта система взаимоотношений науки и бизнеса работает в Европе и США, для того, чтобы потом применять этот опыт в своей работе в России.
Темы:
заместитель председателя регионального отделения
интервью
специальный проект РоСМУ
« к началу страницы
|