01.06.2009
Завершена работа над итоговым вариантом рекомендаций I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа
С 13 по 15 мая 2009 года в Уфе (Республика Башкортостан) прошел I Форум молодых ученых Приволжского федерального округа, организатором которого выступило Региональное отделение Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Федерального агентства по делам молодежи и Правительства Республики Башкортостан.
В мероприятии приняли участие молодые ученые из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в том числе руководители региональных отделений Российского союза молодых ученых, советов молодых ученых научных организаций и образовательных учреждений, а также представители федеральных и региональных органов государственной власти и приглашенные эксперты.
РЕКОМЕНДАЦИИ
I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа
(Республика Башкортостан, г. Уфа, 13-15 мая 2009 года)
Секция "Межсекторное взаимодействие науки, бизнеса и власти
в инновационной сфере: проблемы и тенденции"
В современном мире уровень социально-экономического развития любой страны зависит не только от наличия богатых природных ресурсов и благоприятного географического положения, но и от эффективности использования интеллектуального потенциала: наиболее конкурентоспособными являются страны, уделяющие значительное внимание коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационному сектору экономики.
В последние годы приоритетом развития России провозглашены построение общества, основанного на знаниях, и переход к инновационной экономике, однако нерешенные проблемы правового, экономического и организационного характера приводят к крайне низкому уровню инновационной активности в нашей стране.
Также вызывает опасение тот факт, что в последнее время под понятием "инновации" на различных уровнях все чаще подразумеваются организационно-управленческие, а не технологические новшества, в действительности являющиеся "фундаментом" опережающего роста национальной экономики на базе научно-технического прогресса.
В связи с этим участники секции "Межсекторное взаимодействие науки, бизнеса и власти в инновационной сфере: проблемы и тенденции" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).
1. Значительное усиление внимания при реализации государственной политики в сфере инноваций к вопросам поддержки (в том числе финансовой) научной и инженерной деятельности как основных источников технологических новшеств, необходимых для построения инновационной экономики и повышения конкурентоспособности России на базе научно-технического прогресса.
2. Осознание на всех уровнях государственной власти неразрывности трех составляющих инновационного процесса – науки, инженерной деятельности, предпринимательства, одновременное стимулирование которых будет способствовать повышению уровня инновационной активности в России.
3. Совершенствование законодательной базы в сфере инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности, предусматривающее, среди прочего:
- внесение необходимых поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", учитывающих специфику финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
- регулирование вопросов учреждения государственными научными организациями и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности;
- формирование правовых основ для расширения практики паритетного финансирования инновационных проектов в рамках межсекторного взаимодействия "наука-бизнес-власть";
- ускорение и упрощение экспертиз, необходимых для внедрения разрабатываемых инноваций, как на этапе регистрации патента, так и на этапе внедрения в производство;
- разработку комплекса специальных мер по государственной поддержке предприятий, приобретающих отечественные инновации, защищенные патентами;
- регламентирование процента используемого отечественного оборудования по отношению к иностранной аппаратуре и разделение тендерных закупок оборудования в некоторых отраслях для отечественных и зарубежных производителей;
- заключение международных соглашений о признании российских патентов в других странах и др.
4. Создание действенных механизмов контроля за государственными расходами на поддержку инновационной деятельности и проведение последующей оценки эффективности (качественной и количественной) полученных результатов на основе единой методологии, разработанной с участием представителей органов власти, научного и бизнес-сообщества.
5. Ускорение формирования приоритетов инновационного развития регионов России, создание или совершенствование соответствующей инфраструктуры (технопарки, центры трансферта технологий и т.п.) с целью территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов, способствующей повышению инновационной активности (с учетом имеющегося положительного российского и международного опыта), а также внедрение системы мониторинга и статистического учета инновационной деятельности, ведущейся в регионах.
6. Создание во всех научных организациях и образовательных учреждениях специализированных структурных подразделений (в том числе молодежных инновационных центров), деятельность которых будет направлена на коммерциализацию результатов ведущейся научно-технической деятельности, с регулярным обучением и повышением квалификации сотрудников данных подразделений по вопросам развития межсекторного взаимодействия науки, бизнеса и власти в инновационной сфере.
7. Повышение внимания научных организаций и образовательных учреждений, а также отдельных ученых и инженеров к важности детальной проработки обоснований и презентаций научно-технических проектов, имеющих инновационные перспективы, с целью усиления потенциальной привлекательности для бизнес-сообщества.
8. Объективизация системы поддержки инновационных проектов, включающая информирование о квалификационных критериях, предъявляемых к конкурсным работам, объявление балльных результатов проводимых экспертиз, проведение контроля полученных результатов независимыми экспертами, внедрение результатов исследования с целью подтверждения полученных результатов, создание списка эффективных грантополучателей и авторов сомнительных работ по результатам независимой экспертизы и т.п.
Секция "Международное сотрудничество и академическая мобильность
как факторы активизации научно-исследовательской деятельности"
Изучение опыта коллег является важнейшей составляющей профессионального роста любого ученого и преподавателя, а смена места работы (временная или постоянная) способствует накоплению опыта и повышению квалификации.
В этой связи стимулирование и инфраструктурная поддержка со стороны государства мер, направленных на расширение программ стажировок и повышение академической мобильности внутри страны, расширение горизонтальных связей в научном сообществе исключат фрагментацию научно-образовательного пространства и будут способствовать эффективному развитию сферы науки и образования в целом.
Данные вопросы имеют особую актуальность для России, отличающейся значительной географической протяженностью, вследствие чего возникают определенные сложности в установлении эффективного взаимодействия между учеными и преподавателями, представляющими удаленные друг от друга регионы (например, центральные регионы России и Дальний Восток).
Развитие международного сотрудничества также представляется одним их важных путей совершенствования российской сферы науки и образования, так как способствует ее обогащению новым опытом, имеющимся в ведущих мировых научных и образовательных центрах, поддерживает на высоком уровне требования к качеству научной продукции в стране, укрепляет положительный международный образ российской научно-образовательной сферы.
Особо следует отметить, что общее прошлое и важность сохранения исторических связей между государствами-участниками СНГ обуславливают необходимость разработки соответствующих мер, реализация которых будет способствовать расширению взаимодействия между учеными и преподавателями наших стран.
В связи с этим участники секции "Международное сотрудничество и академическая мобильность как факторы активизации научно-исследовательской деятельности" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).
1. Создание Российского бюро академических обменов и стажировок, задачей которого будет финансирование, мониторинг эффективности, экономико-правовой анализ и развитие обменов и стажировок в России.
2. Совершенствование законодательной базы в сфере обменов и стажировок в России, предусматривающее, среди прочего следующие виды стимулирования академической мобильности:
- через государственные структуры, содействующие развитию стажировок и обменов (Российское бюро академических обменов и стажировок и др.);
- по двухсторонним и многосторонним долгосрочным соглашениям между научными организациями и образовательными учреждениями на регулярной основе;
- по приглашениям научных организаций и образовательных учреждений в рамках выделяемого им бюджета на привлечение специалистов по контрактам на временную работу, в том числе из-за рубежа;
- в рамках международных летних школ для молодых ученых и преподавателей;
- путем создания временных творческих коллективов из представителей разных организаций для работы по актуальным проблемам науки, финансируемых за счет целевых грантов;
- введение стажировок студентов-дипломников (в отличие от учебно-производственных практик стажировки должны предусматривать обучение в сторонних вузах) как составляющей государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
3. Формирование системы обменов и стажировок между научными организациями и образовательными учреждениями государств-участников СНГ, предусматривающей заключение соответствующих межгосударственных договоров относительно принципов проведения научно-образовательных обменов и стажировок на пространстве СНГ, создание инфраструктуры содействия подобным обменам и стажировкам, а также выделение грантов и целевого финансирования для этих целей и введение льгот для организаций (в т.ч. негосударственных), принимающих иностранных стажеров из стран СНГ.
4. Расширение участия российских ученых и преподавателей в международных обменах и стажировках, в том числе посредством финансирования со стороны научных организаций и образовательных учреждений стажировок в научных школах за рубежом; приглашения российскими научными организациями и образовательными учреждениями зарубежных коллег для работы на временной основе; реализации специальных программ приглашения для работы на временной основе в России соотечественников, которые на постоянной основе или длительное время работают за рубежом.
Секция "Общественные объединения сферы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее"
Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса являются одним из стратегических приоритетов России. Немаловажная роль в этих процессах отводится молодым ученым и преподавателям, так как именно молодежь должна стать преемником научных знаний, накопленных старшими поколениями, и не допустить потери преемственности в сфере науке и образования. Вследствие чего необходимы усиление внимания органов государственной власти к молодым ученым и преподавателям и реализация специальных мер, направленных на повышение научно-технической, инновационной и общественной активности молодого поколения, работающего в сфере науки и образования.
Однако решение вышеназванной и других задач в научно-образовательной сфере невозможно без активного взаимодействия сторон, а также наличия механизмов для осуществления общественного мониторинга и "обратной связи" при разработке и реализации со стороны государства соответствующего комплекса мер.
В качестве подобных механизмов наиболее целесообразными представляются общественные объединения сферы науки и образования, деятельность которых основана на принципах самоуправления.
В связи с этим участники секции "Общественные объединения сферы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).
1. Вовлечение общественных объединений сферы науки и образования в процессы разработки и реализации государственной и региональной научно-технической и образовательной политики в качестве экспертных организаций.
2. Привлечение представителей общественных объединений сферы науки и образования для участия в работе различных консультационно-совещательных структур, деятельность которых затрагивает вопросы науки, образования, инноваций и молодежной политики.
3. Усиление взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти с общественными объединениями сферы науки и образования по широкому спектру вопросов, связанных с совершенствованием социально-общественного устройства России, разработкой научно-обоснованных программ системных преобразований общественных отношений и механизмов их реализации.
4. Оказание содействия и поддержки со стороны федеральных и региональных органов государственной власти значимым инициативам общественных объединений сферы науки и образования, в том числе различным мероприятиям, направленным на развитие взаимодействия между представителями молодого поколения российского и зарубежного научного и образовательного сообщества, повышение инновационной и общественной активности молодых ученых и преподавателей России.
5. Проведение целенаправленной информационной кампании в средствах массовой информации с участием общественных объединений сферы науки и образования, направленной на формирование восприятия научно-технической и инновационной деятельности как одной их перспективных форм самореализации (т.н. "популяризация" сферы науки и инноваций в широких слоях российского общества), при последовательном решении существующих проблем в данной сфере.
6. Оказание содействия консолидации и формированию общественных объединений из числа российских ученых, работающих за рубежом, с целью создания условий для развития более эффективного сотрудничества с коллегами в России.
Участники I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа выражают благодарность Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых" за подготовку и проведение данного мероприятия и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Федеральному агентству по делам молодежи и Правительству Республики Башкортостан за оказанную поддержку.
Участники Форума отмечают целесообразность ежегодного проведения подобного мероприятия, в связи с чем обращаются к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и руководителям субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, с просьбой об оказании поддержки подготовке и проведению подобного мероприятия (II Форума молодых ученых Приволжского федерального округа) в 2010 году.
Темы:
межрегиональный форум
ПФО
рекомендации
« к началу страницы
|