23.02.2009
"Был четкий интерес к медицине, желание узнать больше, понять причины и некоторые закономерности"
На сайте Российского союза молодых ученых запущен специальный проект – публикация серии интервью, в которых представители организации рассказывают о причинах, побудивших их к занятиям научно-исследовательской деятельностью, результатах своей работы в данном направлении и др.
Андреев Александр Алексеевич
- Член Совета Российского союза молодых ученых;
- И.о. председателя Воронежского регионального отделения
Российского союза молодых ученых;
- Заместитель начальника
отдела коммерциализации инновационных проектов и разработок
Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко;
- Председатель Совета молодых ученых
Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко;
- ответственный секретарь Областного научно-практического общества хирургов;
- доктор медицинских наук.
Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?
Уже не помню любимые детские игры, но не думаю, что я чем-то отличался от своих сверстников.
Сложно сказать, когда появился интерес к науке. Был четкий интерес к медицине, желание узнать больше, понять причины и некоторые закономерности, что привело, в том числе, к более внимательному изучению биологии и первому месту на Областной олимпиаде по биологии в десятом классе. Но само понятие "наука" для меня всегда являлось чем-то высоким, недостижимым и никогда не было самоцелью.
Началом занятия научной деятельности можно считать работу в студенческом научном кружке, а потом должность ассистента, докторантуру. То, что я являюсь научным работником в полном смысле этого слова, осознал, уже став доктором медицинских наук. Бесспорно, что определяющую роль в том, что я сейчас занимаюсь научной деятельностью, принадлежит моему Учителю – Заведующему кафедрой общей хирургии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, Заслуженному изобретателю Российской Федерации, профессору Александру Анатольевичу Глухову.
Родители всегда поддерживали мой выбор и во многом также определили его, особенно на начальном этапе. Но я не думаю, что они очень стремились сделать из меня научного работника, более важным для них была моя заинтересованность работой, самореализация.
Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?
Медицину как мою будущую специальность я выбрал еще в классе седьмом. С благодарностью сегодня вспоминаю двухлетнюю учебно-производственную практику в больнице перед поступлением в институт. С детства я привык к постоянным разговорам в семье на различные медицинские темы, что неудивительно при наличии дедушки и бабушки – организаторов здравоохранения и мамы – анестезиолога-реаниматолога.
Позитивное отношение к профессии врача привело к тому, что мои двоюродные брат и сестры также выбрали медицину своей профессией. После поступления в медицинский институт курса со второго я считал, как и большинство моих сокурсников, что хирургия – это для меня. В последующем я никогда не задавал себе вопросов о возможности изменения выбранной профессии, считая, что единственное, что от меня требуется, так это больше учиться и работать.
Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.
Бесспорно, что моя научная работа является коллективным действием и ее выполнение невозможно без постоянной поддержки руководства академии, научного консультанта – профессора А.А. Глухова, коллективов экспериментальных лабораторий и клинических баз, на которых выполняются научные изыскания.
В настоящее время одним из важнейших направлений нашей работы является разработка подходов к комплексному лечению больных с абдоминальным сепсисом, то есть с генерализованной инфекцией, спровоцированной воспалительным процессом в брюшной полости. Данная тема разрабатывается в нескольких направлениях, в частности, выполняется прогнозирование тяжести состояния пациента и оптимизация методов кишечной детоксикации. В ходе разработки оценки тяжести состояния пациента были созданы алгоритмы, компьютерные программы, позволяющие прогнозировать вероятность летального исхода с коэффициентом корреляции более 0,8. Данный подход позволяет в максимально ранние сроки выделить наиболее тяжелый контингент больных, провести анализ неэффективности, расширить объем проводимых лечебных мероприятий.
В процессе исследования проблемы восстановления эвакуаторной и барьерной функций кишечника нами была разработана специальная установка, позволяющая проводить электрическую стимуляцию кишечника с внутрикишечных электродов в режиме обратной связи с динамическим компьютерным контролем ее эффективности. Применение разработанных подходов позволило снизить показатели летальности практически на 8% у больных с абдоминальным сепсисом. Проводимая работа по комплексному лечению сепсиса была отмечена тремя патентами Российской Федерации и медалью Всероссийского выставочного центра.
Говоря о других разработках кафедры, хочется отметить внедрение в клиническую практику устройств для проведения гидропрессивных, ультразвуковых, сорбционных методов при перитоните, абсцессах, флегмонах, в том числе и с использованием видеолапароскопических технологий.
Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?
Рабочий график начинается в 8 утра и традиционно включает в себя врачебные конференции и обходы, операции, занятия со студентами и заканчивается не раньше 17-18 часов.
В настоящее время интересным представляются изучение качества жизни у больных с сахарным диабетом, в частности с синдромом диабетической стопы, варикозным расширением вен, а также разработка алгоритма комплексного лечения больных с деструктивным панкреатитом, осложненным сепсисом, определение показаний к оперативному лечению. Надеюсь, что удастся применить созданные алгоритмы в оценке степени тяжести состояния больных с другими хирургическими заболеваниями.
Не оставлена без внимания и вечная проблема оптимального лечения ран в различных фазах раневого процесса, в частности, интересным представляется изучение влияния различных металлов на течение раневого процесса, компрессионно-декомпрессионная терапия. Идей много, бесспорно, мне повезло выбрать столь замечательную специальность, но с каждым годом все больше начинаешь ощущать нехватку времени для реализации всего задуманного.
А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?
Я считаю, что свободное время – это расточительность и стараюсь максимально занять его.
Хобби? Скорее для меня работа также является и моим хобби. Возможно, к хобби следует отнести изучение английского языка, хотя с учетом обучения в академии иностранных студентов это уже стало больше необходимостью, чем развлечением.
Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?
Большинство шуток и "медицинских" высказываний являются общеизвестными. Но здесь, наверное, наиболее уместно вспомнить высказывание, о том, что "жизнь большинства людей начинается, сопровождается и заканчивается медициной", так как осознание этого, возможно, позволит ускорить реорганизацию здравоохранения с учетом, прежде всего, наших собственных надежд и запросов.
Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?
Знакомые реагируют спокойно. Хотя было время, когда удивлялись моему выбору, что во многом было обусловлено политикой нашего государства, отодвигающего и здравоохранение, и науку на второй план.
Сейчас многое меняется, нельзя не отметить положительные тенденции, но скорость реализации данных процессов никак не устраивает.
Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?
Да, были варианты, которые могли бы закончиться работой и проживанием за рубежом.
Не уехал я, прежде всего, потому, что имел возможность самореализации, потому, что многочисленными нитями привязан к родному городу и стране.
Темы:
интервью
председатель регионального отделения
специальный проект РоСМУ
« к началу страницы
|