Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2023.

Rambler's Top100


21:24
27
января
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о докторантуре
Книга знаний РоСМУ

Главная
Версия для печати
Официальная эмблема Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых"
Официальная эмблема Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых"

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


27.02.2008

В Совете Федерации прошли парламентские слушания "Приоритеты поддержки отечественной науки и стимулирования инновационной деятельности"

27 февраля 2008 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания "Приоритеты поддержки отечественной науки и стимулирования инновационной деятельности". В рамках слушаний обсуждались актуальные проблемы законодательного обеспечения и стратегия развития российской науки, вопросы финансировании перспективных научных и инновационных проектов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, механизмы реализации государственной инновационной политики в современной России и др.

На этапе подготовки прошедшего мероприятия Российским союзом молодых ученых были направлены предложения в проект итоговой рекомендации парламентских слушаний (приведены ниже), которые нашли свое отражение в итоговом документе.

Предложения Общероссийской общественной организации
"Российский союз молодых ученых"
к парламентским слушаниям "Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности"
27 февраля 2008 года в Совете Федерации

1. Множество проблем в российской сфере науки и образования имеют место вследствие нечеткого понимания как различий, так и взаимосвязи между инновационной деятельностью, прикладной наукой, фундаментальной наукой, подготовкой кадров для научно-технической сферы и сферы высшего образования. Широкомасштабное прямое финансирование со стороны государства сугубо прикладных проектов, особенно в современных российских условиях, представляется крайне нецелесообразным. С другой стороны, скудное финансирование единственного фонда, поддерживающего инициативные фундаментальные научные исследования на конкурсной основе, не позволяет говорить о построении инновационной экономики, действительно основанной на знаниях, тем более что в последние годы Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках своего бюджета осуществляет также не свойственные ему функции поддержки прикладных исследований. Представляется абсолютно необходимым увеличить число независимых государственных фондов конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований, расширить разнообразие грантовых программ для охвата максимально широкого круга ученых (от аспирантов до заслуженных ученых мирового класса) и аспектов научной деятельности (от поездок на конференции до закупки дорогостоящего оборудования), существенно увеличить долю конкурсного финансирования фундаментальной науки в общем научном бюджете страны. В нынешней тяжелейшей ситуации в вопросе воспроизводства научных кадров государству необходимо обратить особое внимание на поддержку не только академической науки, но и вузовской науки и квалифицированных вузовских преподавателей при безусловной ликвидации бюрократических барьеров между бюджетным финансированием научной и образовательной деятельности.

2. Необходимо существенно упростить существующий порядок расходования бюджетных средств, выделяемых на проведение научно-исследовательских работ. В частности, действующий Федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусматривает 10-дневный максимальный срок экспертизы заявок, а оценка квалификации исполнителей и качества работ не может составлять по этому закону более 45% от общей оценки заявки. И то, и другое является совершенно неприемлемым для конкурсов на проведение научно-исследовательских работ, а также для оплаты услуг организациями, выигравшими конкурс. Кроме того, научная работа по своей природе не может детально "предугадать" направления затрат на год вперед, что требуется при составлении росписи бюджетных расходов.

3. Выполнение федеральных целевых программ, в том числе и в научно-технической сфере, традиционно оценивается с помощью индикаторных показателей. По отношению ко всей программе в целом таковые индикаторы имеют безусловный смысл, но недобросовестные руководители программ, вместо выстраивания грамотной политики реализации программы, зачастую просто транслируют требования о выполнении программных индикаторов на уровень конкретных государственных контрактов. Например, в техническом задании по лотам на поддержку молодых ученых ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы содержалось требование снижения среднего возраста исполнителей проекта по результатам работы. В этой связи, а также учитывая вышесказанное про Федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, представляется целесообразным при оценке как заявок на проведение научно-исследовательских работ, так и результатов работ ориентироваться не столько на формальные показатели, сколько на квалифицированную, объективную и прозрачную экспертизу по сути. Важнейшей задачей государства является выработка общих и обязательных для всех правил проведения научно-технической экспертизы и законодательное оформление этих правил. Детальные принципы построения подобных правил предлагались ранее Российским союзом молодых ученых.

4. При реализации стратегии государственной молодежной политики необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере. Это касается различных аспектов: решения спорных вопросов в проведении ЕГЭ, совершенствования нового Положения об олимпиадах школьников, поддержки одаренных детей и специализированных школ с углубленным изучением ряда научных дисциплин, развития системы стажировок, обеспечения жильем молодых ученых и т.д. Российский союз молодых ученых ведет постоянную работу по мониторингу данных проблем и выработке возможных путей их решения. Однако решение ряда вопросов не под силу ни общественным организациям, ни даже отдельным федеральным ведомствам, управляющим наукой, образованием или молодежной политикой. В частности, существующий уровень цен на российском рынке недвижимости не дает никаких оснований надеяться на успешное решение жилищного вопроса для большинства молодых ученых, что подразумевает необходимость внедрения особых схем, например, широкого распространения практики молодежных жилищных кооперативов.

5. Основополагающим моментом в решении указанных проблем полагаем обеспечение действенного контроля за реальным выполнением государственными органами принятых решений и введение персональной ответственности должностных лиц за реальный результат, а не за формальные показатели. Опыт показывает, что официальные документы, предлагающие решения многих упомянутых проблем, принимались уже давно и неоднократно, но реально так и не были выполнены.

Темы: инновации наука предложения Совет Федерации

« к началу страницы