Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


03:33
18
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Руководитель инновационных программ Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан Вера Картак
Руководитель инновационных программ Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан Вера Картак

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


22.01.2008

Программы поддержки и гранты для научной молодежи

Картак Вера Валерьевна

  • Ревизор, Руководитель инновационных программ Регионального отделения
    Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • к.ф.-м.н., доцент кафедры высшей алгебры и геометрии Башкирского государственного университета;
  • Председатель Совета молодых ученых Башкирского государственного университета.

Существует расхожее мнение, что молодые ученые живут плохо в материальном смысле этого слова. Да, по сравнению со своими же однокурсниками, обычно далеко не такими успешными в учебе и, тем более, в науке, но работающими в сфере бизнеса или в коммерческих структурах, зарплата молодого ученого имеет порядок "малого эпсилон" и не может удовлетворить возрастающие потребности (такие, как содержание семьи, покупка квартиры и пр.) Особенно это касается юношей, на которых, как правило, ложится основное бремя семейного бюджета. Этим, кстати, можно объяснить тот факт, что в последнее время среди аспирантов, молодых преподавателей ВУЗов и молодых ученых стало заметно больше девушек.

Что же делать в такой ситуации тем, кто не хочет уходить из науки и распылять свое время на всевозможные подработки, будь то репетиторство или вторая (или третья и пр.) параллельная работа в какой-либо фирме? Ответом на этот вопрос может стать участие в грантостроительстве. Тех молодых ученых, кто уже участвует в крупных грантах, просим не читать эту статью, но, как оказалось в ходе опросов, подавляющее число молодых ученых, особенно очень молодых, учащихся или только что закончивших аспирантуру, понятия не имеют ни о каких программах поддержки научной молодежи или боятся принять в них участие.

Вот почему ниже предлагается краткий обзор существующих программ и грантов, выработанный на ряде семинаров по грантостроительству, проводимых активистами Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан. Сразу оговорюсь: во-первых, обзор, конечно же, не может содержать исключительно полную информацию, кроме упомянутых ниже, есть и другие программы, мы же, в основном, исходим из своего положительного опыта, во-вторых, опять-таки, из-за субъективного фактора, большинство программ будут относиться к естественнонаучному направлению.

Начнем с определения, кто же такой "молодой ученый". В большинстве программ молодой ученый – это преподаватель ВУЗа или сотрудник института Академии наук до 35 лет, иногда до 30 лет (как это было несколько лет назад в грантах Российского фонда фундаментальных исследований), иногда к этой категории также относятся и аспиранты. Однако в программах федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", в частности, в программе 1.11 "Развитие системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные) и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом)", молодым ученым считался кандидат наук – сотрудник Академии наук в возрасте до 35 лет, молодым преподавателем – преподаватель ВУЗа (не аспирант!) в возрасте до 35 лет. Кроме того, к молодым ученым в ряде программ относят также и докторов наук в возрасте иногда до 40 лет, иногда до 45 лет (как в грантах Президента Российской Федерации). Поэтому первое правило, которого следует придерживаться при составлении заявки на грант – это объективно оценить категорию грантополучателей (подходите ли Вы по возрасту, по месту работы, по специальности и др.) Мы же далее будем использовать понятие молодой ученый (или научная молодежь) в самом широком смысле этого слова, включая и студентов старших курсов, и аспирантов, и молодых преподавателей ВУЗов, и молодых ученых Академии наук.

Итак, что же такое "грант"? В переводе с английского языка, grant –
1) а) акт дарения, официальное предоставление; дарственный акт б) подарок, дар. 2) денежное вознаграждение а) грант; дотация, субсидия б) стипендия в) безвозмездная ссуда 3) послабление, разрешение, скидка, согласие, уступка.

В нашем случае грант также как и программа поддержки – это предоставление финансовой и другой помощи для реализации некоторого научного или образовательного проекта.

Гранты (и программы) можно условно разделить на следующие категории:

1) государственные, вот некоторые из них:
а) программы федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники";
б) программы Федерального агентства по образованию;
в) гранты Президента Российской Федерации;
г) гранты Российского фонда фундаментальных исследований;
д) гранты Российского гуманитарного научного фонда
и др.

и гранты, предоставляемые частными фондами:
а) фонд поддержки отечественной науки (учредителями являются Р. Абрамович, О. Дерипаска и А. Мамут.);
б) программы благотворительного фонда В. Потанина
и др.

2) отечественные и международные
а) программы немецкой службы академических обменов DAAD;
б) гранты INTAS (к сожалению, уже закончены);
в) гранты TASIS;
г) программы Фулбрайт
и др.

Для участия в большинстве зарубежных программ требуется сертифицированное знание языка (TOEFL, FCE и др.), но существуют программы, где сертификат не требуется. Внимательно читайте условия!

3) персональные, это могут быть стажировки как в России так и за рубежом (ДААД, РФФИ, Фулбрайт), может быть поддержка участия в зарубежной конференции (РФФИ), может быть поддержка научных исследований (гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых – докторов наук и молодых ученых – кандидатов наук и их научных руководителей) и др.

и коллективные – поддерживаются научные исследования, выполняемые научным коллективом (гранты Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ, РФФИ, РГНФ), поддерживается организация научных конференций и развитие системы стажировок (РФФИ, программы федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники") и др.

4) центральные и региональные, которые проводятся почти в каждом субъекте РФ, например, гранты Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам, также здесь могут быть и внутренние гранты (проводятся внутри ВУЗа или внутри института РАН).

5) гранты отдельно для преподавателей ВУЗов (программы Федерального агентства по образованию, DAAD, программы фонда В. Потанина и др.)

и отдельно для сотрудников Академии наук (конкурсы РАН, программы фонда поддержки отечественной науки и др.).

Кроме этого можно выделить внутриотраслевые гранты, гранты для отдельных специальностей (например, медицина или журналистика), гранты для студентов (программы В. Потанина, DAAD) и пр.

Как мы видим, существует достаточно большое количество всевозможных грантов и программ. Можно сформулировать первое правило грантоискателя: оперативное владение информацией. Узнав о гранте заранее, вы можете лучше подготовиться, собрать больше данных, обсудить заявку с научным руководителем или с коллегами, имеющими положительный опыт. Если же ваша заявка, пусть даже "проходная", как вам кажется, поступит на рассмотрение фонда позже указанных сроков – она автоматически аннулируется. Но даже и в этом случае не стоит отчаиваться: многие программы являются ежегодными и проводятся примерно в одни и те же сроки. Это значит, что на следующий год можно учесть замечания и подать заявку (обязательно переработанную) еще раз.

Существует стереотип, что грантополучатель не хочет делиться ценной информацией с потенциальными конкурентами. Однако оказалось, что это не так. Доказательством тому может служить серия семинаров по грантостроительству, проводимых в Уфе Региональным отделением Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан. Отчасти здесь свою роль играет и фактор времени: как только вам кажется, что вы уже полностью ориентируетесь в доступных грантах и программах, как вы перестаете быть молодым ученым формально и переходите в категорию "сочувствующих" молодым ученым и способны передать им накопленный вами положительный опыт. Бывают программы, в которых существует ограничение: в них можно участвовать только один раз, или один раз в три года. Однако и без этих факторов находятся коллеги, даже желающие рассказать о том, как они добились успеха. Итак, второе правило грантоискателя: не бойтесь общения с коллегами, возможно, когда-нибудь вам даже удастся написать совместный проект.

Естественно, что заявки не пишутся на "пустом месте". В багаже уже должен быть накоплен некоторый опыт: выступления на научных конференциях, на семинарах, публикации (чем выше рейтинг журнала, тем больше у вас шансов), участие в других программах и др. Если ничего этого нет, то постарайтесь сначала обеспечить себе этот багаж, но даже и в этом случае работает третье правило грантоискателя: внимательно читайте правила конкурса и надейтесь на успех. Программы бывают самые разные, возможно именно в Вашей программе всех этих данных и не требуется.

Говорить о грантах можно долго, пожалуй, это была бы хорошая тема для форума, но нужно заканчивать. Пожалуй, последнее, что хотелось бы упомянуть, это четвертое правило грантоискателя: объективно оценивайте свои возможности. Не надо рассчитывать, что, будучи аспирантом, не имея серьезных публикаций, вы сразу получите финансирование на исследования от крупного научного фонда, который обычно поддерживает хорошо зарекомендовавшие себя известные научные коллективы. Начните с программ попроще. Хотя... аспиранты тоже бывают разные. Успехов Вам!

Темы: инновации информация наука образование

« к началу страницы