Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/3.html (версия для печати)

19.05.2006

Вовлечение молодых ученых в разработку стратегии реформирования науки и образования как актуальная необходимость

Бояркина Ольга Владимировна

  • Член Бюро Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Мордовского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • кандидат химических наук;
  • старший преподаватель кафедры физической химии Института физики и химии
    Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева;
  • Председатель Совета молодых ученых
    Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Молодое поколение всегда претендовало на особое внимание со стороны общества и государства, так как оно одновременно может являться как фактором, способствующим эффективному развитию государства, так и фактором, тормозящим это развитие. Поэтому в любой стране является очень актуальным построение эффективной государственной политики в отношении молодежи. Эта политика должна быть направлена на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для реализации творческого, созидательного потенциала молодых людей в интересах общественного прогресса.

Развитие российской фундаментальной науки и образования представляется приоритетным направлением в политике Российской Федерации. К основным задачам развития относится воспроизводство интеллектуальной элиты нашей страны, конкурентоспособной во всех отраслях науки, техники и производства и способствующей повышению национального престижа.

Если молодежь в целом оказывает воздействие на развитие общества и государства, то можно утверждать, что от молодых ученых, "наследующих" имеющийся уровень развития науки и образования, будет зависеть уже будущее этих направлений. Поэтому является крайне важным то, как в настоящее время оценивает научная молодежь свой вклад в общественное развитие и деятельность государства, и, в частности, в развитие российской науки. От этого будут зависеть результаты деятельности молодых ученых и перспективы российской науки в будущем.

На современном этапе социальное становление молодежи протекает в сложных условиях. Произошла ломка общественно-государственного устройства и сложившихся за десятилетия механизмов решения вопросов молодого поколения. Однако молодые ученые существенно отличаются от других молодежных субкультур. Научная молодежь представляет собой часть молодого поколения, для которой характерна высокая степень реализации процесса личностного и профессионального самоопределения. Это предполагает наличие высокого уровня сформированности устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, наличие моральных принципов и убеждений, понимание долга, ответственности и пр.

Как показывают социологические опросы, молодые ученые считают, что хорошо подготовленная молодежь, опираясь на опыт старших коллег, может найти решения для многих важных проблем благодаря более быстрому реагированию на возникающие проблемы и гибкости в оценках происходящих событий.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что приостановление развития кризисных явлений в образовании и науке в нашей стране напрямую зависит от изменения социального статуса молодых ученых и реализации грамотной, научно обоснованной, эффективной молодежной политики в области науки и образования. Для этого необходимо:

  • Реальное признание всей полноты прав молодежи и научной молодежи, в частности, в политической, экономической и социальной сферах. Равенство прав, обязанностей и социальной перспективы молодых людей со всеми другими социальными группами населения.
  • Признание интересов и потребностей молодых ученых. Сочетание интересов научной молодежи и общества в совершенствовании общества, в создании правового, демократического государства.
  • Приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых ученых и их общественных объединений, содействие их общественной деятельности.
  • Обеспечение социальной защищенности молодых ученых, государственное стимулирование их научной деятельности и пр.

Самое главное в современных условиях – это решение вопросов развития фундаментальной науки и образования, разработка специализированных программ в этом направлении, т.е. содействие реализации реформы образования и науки. Эти процессы должны проходить при непосредственном участии самой научной молодежи, при учете её мнения, мнения общественных объединений, представляющих молодых ученых. В связи с этим должны быть разработаны эффективные государственные механизмы вовлечения научной молодежи в процессы, направленные на осуществление вышеназванной деятельности.

Темы: предложения председатель регионального отделения точка зрения