Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


11:03
29
марта
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Председатель Мурманского регионального отделения Российского союза молодых ученых Светлана Макарова
Председатель Мурманского регионального отделения Российского союза молодых ученых Светлана Макарова

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


28.09.2007

Будущее России: молодые специалисты XXI века

Макарова Светлана Владимировна

  • Председатель Мурманского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • старший преподаватель
    Мурманского государственного технического университета;
  • член Координационного совета по делам молодежи
    в научной и образовательной сферах
    при Совете при Президенте Российской Федерации
    по науке, технологиям и образованию.

Для каждого государства подготовка и последующее рациональное использование молодых специалистов является важной задачей: от этого зависит дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие страны.

В России этот вопрос также является актуальным, а в последнее время и активно обсуждаемым. Во многих вузах, а также под эгидой различных общественных объединений проводятся конференции, форумы, семинары, посвященные вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи. В дискуссиях обсуждаются различные составляющие данных процессов. Однако часто выделяются две актуальные проблемы: несоответствие количества подготавливаемых лиц определенной специальности запросам современного рынка труда, а также недостаточный уровень подготовки молодых специалистов.

Указанные российские проблемы обостряются еще недостатком лиц со средне-специальным образованием, ощущаемым российским рынком труда. Большинство современных школьников ориентируются на получение высшего образования как более перспективного, создавая тем самым дефицит "рабочих" специалистов. Для возрождения интереса к получению средне-специального образования необходима не только целенаправленная работа государственных учреждений и прочих структур, но и реформирование самой системы средне-специального образования, приведение ее в соответствие актуальным запросам рынка труда.

Рассматривая проблему недостаточного уровня подготовки молодых специалистов, следует отметить, что, несмотря на большое количество образовательных учреждений, существующих в России, для значительной части молодых людей качественное высшее образование остается недоступным. Очевидно, что качество образования в ведущих вузах страны, имеющих длительную историю и педагогические традиции, в большинстве случаев отличается от аналогичного показателя многих образовательных учреждений, в большом количестве созданных в последнее десятилетие.

Кроме того, интерес абитуриентов к определенным специальностям и факультетам, порождает то, что практически в каждом вузе создаются подобные "востребованные" факультеты. Спрос рождает предложение. Но будет ли специалист, получивший гуманитарное образование на недавно созданном факультете в техническом вузе, иметь нормальный уровень подготовки? Большой вопрос... Представляется, что многое зависит от способности студента к самообучению и дальнейшей самоадаптации к профессиональной среде.

Проблема несоответствия количества подготавливаемых лиц определенной специальности рыночным запросам, очевидно, обусловлена отсутствием единой общероссийской системы подсчета и методики оценки потребностей рынка труда в молодых специалистах.

Все это приводит к парадоксальной ситуации: с одной стороны, в ряде отраслей присутствует значительная нехватка кадров, а в других – перенасыщение специалистов с дипломами о высшем образовании. Все это приводит к тому, что многие выпускники вузов работают не по полученной специальности, а это, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию трудовых ресурсов в интересах социально-экономического развития нашей страны. Кроме того, рассматривая выпускников, проходивших обучение на "бюджетной" основе, то есть бесплатно в государственных вузах, и работающих не по специальности, можно с уверенностью заявить о нецелевом и неэффективном расходовании государственных средств.

Рассмотрим Мурманскую область, в которой функционируют около 30 вузов и филиалов вузов. Каких специалистов они выпускают? Какое количество выпускников работают по полученной специальности? И ведет ли кто-либо подобную статистику? Ответы на эти вопросы вряд ли получится найти...

Но нетрудно установить, выпускники каких учебных заведений пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Например, по данным Центра занятости населения города Мурманска в 2006 году обратилось за поиском работы: ИТР и служащие – 5 265 человек, число вакансий по этой категории – 5 779, по рабочим профессиям обратились 3 154 человек, а число вакансий – 21 234! Из указанных цифр можно сделать вывод, что потребность в рабочих специалистах в Мурманске многократно превышает их наличие, а квалификация лиц с высшим образованием часто не совпадает с потребностями рынка.

В сложившихся условиях представляется целесообразным отказ образовательных учреждений от следования "веяниям моды", поспешного создания новых факультетов и введения новых специальностей в соответствии с изменяющимся спросом абитуриентов. В государственных интересах необходимо следование реальным и перспективным потребностям рынка труда, совершенствование и повышение качества преподавания на уже существующих факультетах, а также повсеместное введение практики и программ профориентации для обучающихся.

Кроме того, представляется важным активное участие современных высших и средне-специальных учебных заведений в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников. Для решения проблемы на их базе должны действовать соответствующие структуры. Большим потенциалом в этом направлении обладают и ярмарки вакансий, проводимые сегодня некоторыми ведущими вузами, где можно узнать о специфике работы в той или иной компании, ознакомиться с принципами трудоустройства и построения карьеры. Также в образовательных учреждениях необходимо внедрение инновационных образовательных программ (семинары, тренинги, деловые игры), проведение регулярных встреч с представителями потенциальных работодателей.

А в государственных масштабах необходимо формирование определенного "заказа" на молодых специалистов, причем с учетом интересов развивающихся бизнес-структур. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг рынка труда, заниматься прогнозированием потребностей в специалистах в будущем.

Принятая Правительством в 2006 году "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации" ставит своей основной целью развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Но как молодому специалисту реализовать свой потенциал, когда его профессиональная подготовка не соответствует уровню, необходимому для рынка труда, либо полученная специальность не нужна работодателю, пока остается непонятным...

Темы: председатель регионального отделения точка зрения

« к началу страницы