Заместитель председателя Совета, Председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Российского союза молодых ученых Далхат Эдиев
15.03.2011 Молодежная политика в сфере науки
07.11.2010 "Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"
03.11.2010 Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010
01.11.2010 "Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"
27.10.2010 "У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"
|
|
10.09.2007
Развитие академических обменов и системы стажировок в России
Эдиев Далхат Мурадинович
- Член Бюро Совета Российского союза молодых ученых;
- Председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения
Российского союза молодых ученых;
- кандидат физико-математических наук;
- доцент кафедры математики
Карачаево-Черкесской государственной технологической академии;
- Декан факультета заочной формы обучения
Карачаево-Черкесской государственной технологической академии;
- член Координационного совета по делам молодежи
в научной и образовательной сферах
при Совете при Президенте Российской Федерации
по науке, технологиям и образованию.
Изучение опыта коллег является важной составляющей профессионального роста молодых ученых и преподавателей. В странах с развитой экономикой и наукой мобильности научных кадров придается большое значение. В странах Евросоюза существуют специальные программы финансирования стажировок молодых исследователей, что способствует профессиональному росту ученых и укреплению единства европейского научного пространства. Причем стажировки молодых исследователей начинаются уже со студенческой скамьи, на этапе подготовки дипломной работы. Ухудшение уровня жизни населения и финансирования науки ограничили возможности научно-педагогической мобильности в России, что приводит к деградации российской науки и фрагментации научно-образовательного пространства страны.
Для решения отмеченных проблем предлагается следующее:
1. Создать Российское Бюро академических обменов и стажировок, задачей которого будет финансирование, мониторинг эффективности, экономико-правовой анализ и развитие обменов и стажировок в России.
2. Разработать правовую базу обменов и стажировок в России.
Можно выделить следующие основные виды стимулирования мобильности:
- по межвузовским долгосрочным соглашениям на регулярной основе;
- через государственные органы содействия стажировкам и обменам (Бюро обменов);
- по приглашениям вузов и научных организаций в рамках выделяемого им бюджета на приглашение специалистов по контрактам на временную работу, в т.ч. из-за рубежа;
- в рамках международных летних школ для молодых ученых и преподавателей;
- путем создания временных творческих коллективов из представителей разных организаций для работы по актуальным проблемам науки, финансируемых за счет целевых грантов.
Стипендии и, возможно, доходы, получаемые в ходе обменов и стажировок, должны быть освобождены от налогообложения, двойное налогообложение должно быть исключено. Предложить УМО Рособразования предусмотреть возможности стажировок студентов-дипломников (в отличие от учебно-производственных практик, стажировки должны предусматривать обучение в сторонних вузах) как часть государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
3. Создать систему обменов и стажировок между вузами и академическими организациями стран СНГ. Необходимо заключить межгосударственный договор относительно принципов проведения научно-образовательных обменов и стажировок в странах СНГ. В рамках этого договора или на его основе необходимо создать инфраструктуру содействия академическим обменам и стажировкам: создание фондов и (меж)государственных органов содействия обменам и стажировкам, выделение грантов, целевое финансирование вузов и научных организаций, информационная поддержка, в т.ч. создание интернет-портала, где партнеры могли бы найти друг друга. Необходимо предусмотреть льготы для организаций (в т.ч. негосударственных), принимающих иностранных стажеров из стран СНГ. Стажировки и обмены в СНГ могут так же служить важным звеном иммиграционной политики.
4. Соответственно своему международному статусу и укрепившимся позициям России следует активно участвовать в международных обменах и стажировках. Среди перспективных направлений можно выделить финансирование стажировок российских граждан в научных школах за рубежом; приглашение российскими научными организациями зарубежных коллег для работы на временной основе, а также специальные программы приглашения для работы на временной основе в России соотечественников, которые на постоянной основе или длительное время работают за рубежом. Последнее направление работы может служить важным фактором преодоления негативных последствий утечки умов из России.
Темы:
международное сотрудничество
предложения
председатель регионального отделения
« к началу страницы
|