Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/134.html (версия для печати)

07.11.2010

"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

Тонкошкуров Игорь Владимирович

  • Председатель Хакасского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • координатор Научного общества студентов и аспирантов
    Института экономики и управления, преподаватель и аспирант
    Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова;
  • Заместитель начальника Управления координации развития отделений
    Хакасского муниципального банка.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Я родился и вырос в небольшом селе, поэтому особенно любил в детстве играть в лапту. Постоянно был главным организатором, мы собирались по несколько улиц и играли до самой ночи, пока мяч не исчезал из виду в темноте.

В школе я всегда интересовался различными конференциями, постоянно участвовал в районных олимпиадах по многим предметам. Однако не могу сказать, что уже в школьные годы у меня сформировался какой-то осознанный интерес к науке в том понимании, которое существует на данный момент. По-настоящему я заинтересовался научно-исследовательской деятельностью только в университете (Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова – прим. ред.), причем уже с первого курса. Могу только отметить, что интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше.

Нельзя сказать, что мои родители как-то напрямую повлияли на мой интерес к науке. С другой стороны, я считаю, что род занятий моих родителей (мама – учитель начальных классов, папа – инженер на сельскохозяйственном предприятии) оказал значительное влияние при определении моих жизненных и профессиональных приоритетов. Мама, сама того не осознавая, привила мне любовь в системе образования, к определенному культу учителя в глазах ребенка, сформировала положительное отношение к преподаванию как к роду занятий. Папа вот уже 24 года (с года моего рождения) работает в сельском хозяйстве, поэтому я очень хорошо знаком со всеми насущными проблемами, которые существуют на селе. У нас всегда было большое хозяйство (до 25 свиней, 8 коров, более 50 соток на пашне), поэтому мы с братьями много работали по хозяйству. В конечном итоге, это все определило круг моих научных интересов – сельское хозяйство и сельскохозяйственная кооперация.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Выбор дальнейшей профессии после школы для меня был очень сложным. Я поступил на филологический (русский язык и литература) и экономический (бухгалтерский учет, анализ и аудит) факультеты. Выбирать пришлось, как это ни странно, после того, как поступил. Родители посоветовали остановить выбор на экономике. Я очень благодарен им за это.

С годами только убеждался в том, что экономика – это "моё". На третьем курсе точно решил, что хочу продолжить обучение в аспирантуре. На пятом курсе окончательно определился с кругом научных интересов – сельскохозяйственная кооперация, проблемы АПК, сельское хозяйство Германии и Европейского Союза. Поэтому уже в период обучения в университете получил дополнительную квалификацию "Переводчик в сфере высших профессиональных коммуникаций (немецкий язык)", а в 2007 году поступил в аспирантуру по специальности "Мировая экономика".

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

О громком открытии или изобретении говорить пока рано. Уверен, что в 24 года только единицам удается подобное. У меня есть определенные новаторские идеи в области сельскохозяйственной кооперации. Однако их научная проверка и апробация требуют многолетней работы и долговременного анализа. Возможно, в рамках докторской диссертации мне удастся воплотить в жизнь свои научные задумки.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

Каждый день – маленькая жизнь. Встаю рано. Рабочий день провожу в банке, работаю Заместителем начальника Управления координации развития отделений Хакасского муниципального банка. Это моё основное место работы, поскольку молодому учёному нужно содержать себя, супругу и маленькую дочку.

Обеда как процесса приема пищи у меня не бывает. Я всегда стараюсь найти немножко времени, чтобы покушать в рабочее время. А в обеденный перерыв я постоянно занят общественной или учебной работой (еду в университет, встречаюсь с коллегами или студентами, иду на приемы, оформляю какие-либо документы и т.п.). Благо, что обед у меня с 13.00 до 14.00, а размеры столицы нашей республики (г. Абакан) позволяют вполне оперативно перемещаться по городу.

С 17.15 до 20.00, как правило, у меня занятия в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова (я преподаю в Институте истории и права и Институте экономики и управления) или в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров. Очень часто вечерами мне приходится принимать участие в различных собраниях, заседаниях, встречах.

Вечером я провожу время с семьей (супруга справедливо считает, что этого времени крайне мало). Единственное спасение – моя жена тоже молодой учёный, занятый написанием своей диссертации, вечной работой над статьями и проектами, участием в различных грантах. Обычно с 22.00 до 24.00 мы сидим за ноутбуками и занимаемся своими интересными делами. При необходимости (которая перерастает в правило) мы просиживаем так до 2.00 ночи. В это время я обычно готовлюсь к занятиям, отвечаю на многочисленные письма, пишу научные статьи, УМКД и др. Я обучаюсь в Сибирской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Новосибирске, это тоже занимает вечерами определенное время. Последняя часть рабочего дня у меня получается самой плодотворной, особенно в отношении научно-исследовательской работы.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

По субботам обычно у меня много занятий в университете. Тем не менее, у меня много свободного времени. Вообще не люблю людей, которые постоянно жалуются на его недостаток. Проблема заключается в грамотном управлении своим временем. Большой плюс я вижу в том, что научная и общественная работа для меня являются досугом сами по себе.

Я предпочитаю активный отдых. Мы проводим свободное время в движении: пикники и корпоративы, поездки в деревню к родителям и на природу. Иногда по выходным собираем друзей у себя. Особенно такой вид отдыха стал популярен у нас с появлением нашей дочки.

Достаточно много времени уделяю спорту. В банке я являюсь одним из организаторов спортивно-массовой деятельности. Наш банк в прошлом году занял первое место в городской Спартакиаде среди организаций г. Абакана и второе место на республиканской Спартакиаде среди банков. Поэтому мы постоянно бегаем и прыгаем, играем в волейбол и баскетбол, устраиваем перестрелки в пейнтбол.

Интересуюсь современными направлениями музыки. В ночных клубах, конечно, в последнее время мы стали очень редкими гостями, а вот молодёжные танцевальные радио в машине я слушаю с огромным удовольствием.

Ну и картину моих интересов и увлечений завершают путешествия: от мелких поездок по нашей республике до туристических набегов на Париж, Рим, Венецию, Санкт-Петербург, Стокгольм, Берлин и т.п. Мы с супругой объездили уже много стран. Но у нас созрели такие интересные и нестандартные маршруты путешествий, что при одной мысли захватывает дух. Все это мы планируем воплотить в жизнь в ближайшем будущем.

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

Про ученых и без меня шутят много. Поэтому расскажу одну популярную банковскую байку.

Сын подходит к отцу-финансисту:
– Папа, а зачем берут деньги на хранение?
– В каком смысле?
– Ну вот приходит к тебе клиент. Дает тебе свои деньги и уходит. Через некоторое время приходит и забирает. А денег сколько было, столько и осталось. В чем тогда твоя выгода?
– Сейчас объясню, сынок. Сходи на кухню и достань из холодильника сало. Достал?
– Достал.
– А теперь положи его на стол... Положил?
– Положил.
– Теперь возьми сало и положи его обратно в холодильник.
– Положил. Папа, сала-то сколько было, столько и осталось...
– Но пальчики-то ведь жирные!

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Обычно все с уважением относятся, когда узнают, что я занимаюсь научно-исследовательской деятельностью. Честно сказать, я и сам к себе отношусь за это с уважением. А это очень важно. Мне доставляет удовлетворение сам факт интересной и полезной (на мой субъективный взгляд) работы, развития в своем регионе молодёжной политики, популяризация научно-исследовательской деятельности. Я не люблю говорить о том, что профессия ученого и преподавателя системы высшего образования в нашей стране не престижны. Я хочу и делаю все для того, чтобы это было по-другому, естественно, в рамках своих возможностей.

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

В период моей последней шестимесячной стажировки в Германии была возможность остаться за границей. Языковых проблем нет. Тем более моя жена окончила магистратуру в Германии и прошла практику в KPMG, одной из крупнейших международных аудиторских фирм. Ей предлагали дальнейшее трудоустройство, очень хорошие условия. У меня была неплохая возможность устроиться в университет. Однако мы вернулись в родной Абакан. Не хочется много дискутировать о причинах того, почему мы остались в России. Просто у человека, который родился и вырос в русской деревне, на земле, совсем иные приоритеты. Плюс к этому моим желанием работать в России руководит чисто экономический расчет: в нашей стране лично у меня значительно больше возможностей реализовать себя как профессионала, руководителя. Вряд ли кто-то переубедит меня в обратном, потому что я хорошо знаком с ситуацией, по крайней мере, в Германии.

В этом году я выиграл стипендию Федерального канцлера ФРГ, и с 1 августа 2010 началась моя годовая стажировка в Германии. Я очень хочу поездить по Европе, пройти краткосрочные стажировки в рамках проекта в Австрии и Швейцарии, пройти практику в банках Райффайзена, установить новые контакты с немецкими коллегами, принять участие в международных конференциях по своей тематике, усовершенствовать языковые знания. Однако я и моя семья даже не рассматриваем вопрос о возможности остаться за рубежом. Наоборот, пытаюсь сделать все возможное, чтобы этот год максимально безболезненно отразился на всех моих начинаниях и проектах в России.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ