Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


12:09
28
марта
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Член Совета, Председатель Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан Айрат Назыров
Член Совета, Председатель Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан Айрат Назыров

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


24.05.2010

"Я очень любил походы, путешествия, натуралистические исследования. И поступил на естественно-географический факультет, где было предусмотрено значительное количество полевых практик и туристических походов по горам Южного Урала"

Назыров Айрат Дамирович

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • Председатель Регионального отделения
    Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • докторант Башкирского государственного аграрного университета;
  • Председатель Совета молодых ученых Республики Башкортостан;
  • член Научно-экспертного совета
    при Председателе Совета Федерации (секция "Экологическая политика");
  • член Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан
    по проведению Конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов на соискание грантов Республики Башкортостан;
  • кандидат биологических наук, доцент.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке?

В детстве я играл во все подвижные игры. Я думаю, что мне повезло с территориальным местом жительства у нас в городе Уфа. Жил я в центре города рядом с Дворцом пионеров – большим монументальным зданием с дворцово-парковым ансамблем, который был действительно советским "дворцом для молодежи" с мраморными колоннами, большими флигелями, великолепными лепными и декоративными мраморными скульптурами. У Дворца пионеров была даже своя обсерватория с открывающимся куполом. И, естественно, живя около Дворца, я прошел через все, абсолютно через все кружки и секции.

В техническом кружке я даже собирал радиотехнику и мог дома отремонтировать любой электрический прибор, что вызывало у всех моих родственников удивление. Надо отметить, что педагогами в кружках и секциях работали не школьные учителя, а молодые ученые – кандидаты наук. Думаю, что именно благодаря детской научно-исследовательской работе в подобных кружках и зародился мой интерес к науке.

В те времена была выстроена четкая вертикаль роста кадров научной молодежи. Будущих ученых готовили со школьной скамьи (также как и будущих спортсменов), начиная со станций юных техников и натуралистов. Вспомните, оттуда же выходили великие конструкторы, биологи и др. В каждой школе также обязательно существовала особая форма внеклассной работы со школьниками – Научное общество учащихся (НОУ). Сейчас, конечно, все это можно встретить, но зачастую деятельность подобных структур ведется только ради отчетности, во многих случаях там уже нет никакой научно-исследовательской работы, что является следствием нищенского существования подобных детских организаций.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

На выбор специальности в вузе и последующую научную специализацию повлияло, конечно, пребывание в туристско-натуралистическом кружке. Я очень любил походы, путешествия, натуралистические исследования... И поступил на естественно-географический факультет в пединститут (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы – прим. ред.) на специальность "география – биология", где было предусмотрено значительное количество полевых практик и туристических походов по горам Южного Урала.

В студенческие годы помню себя только с большим рюкзаком за спиной и туристическим снаряжением. Я очень благодарен судьбе, что попал на такой факультет, с такими великолепными преподавателями – настоящими учеными. Но в отличие, наверное, от многих других студентов, научную специализацию я выбрал не потому, что хотел заниматься исследованиями в какой-то конкретной области. Во время обучения моим преподавателем была ведущий эколог-эксперт нашей республики, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан Наталья Георгиевна Курамшина. И мне просто захотелось быть таким же профессионалом своего дела и независимым человеком, каким была Наталья Георгиевна, ставшая впоследствии моим научным руководителем. Вот так я стал экологом.

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну, и, конечно, о его пользе для человечества.

В моей кандидатской диссертации на тему "Биоаккумуляция тяжелых металлов, диоксинов и влияние на гематологические, биохимические показатели гидробионтов р. Уфа" исследовалась река Уфа, которая является главным источником питьевой воды города. В работе впервые было проведено комплексное исследование биоаккумуляции тяжелых металлов и диоксинов органами и тканями стерляди в сочетании с гематологическим и биохимическим анализом крови, свидетельствующим об ухудшении ее физиологического состояния, связанного с неблагоприятными условиями обитания, вызванными токсическим действием веществ, поступающих в поверхностные воды р. Уфы с городской территории. Осуществлено биотестирование проб поверхностных вод р. Уфы с использованием инфузорий-стилонихий в местах выпуска в реку дождевой канализации, загрязненной условно-чистыми стоками городских предприятий, установлен индекс токсичности проб.

Как проходит Ваш рабочий день. Над чем Вы работаете сейчас?

Сейчас я работаю над докторской диссертацией. Также преподаю в Башкирском государственном аграрном университете. Планирую на следующий год отправиться на стажировку за границу именно по своей специальности.

Конечно, много времени уделяю общественной работе, являясь Председателем Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан. Вместе с коллегами по организации проводим различные тематические мероприятия, о которых можно прочитать на нашем сайте. За достаточно короткое время в рамках регионального отделения удалось консолидировать различные объединения сферы науки и образования (советы молодых ученых, студенческие научные общества и др.), действующие в Республике Башкортостан.

А как Вы проводите свободное время?

В свободное время я стараюсь посещать школы и конференции для молодых ученых. Люблю присоединиться к какому-нибудь экспедиционному научно-исследовательскому коллективу и уехать с ним куда-нибудь в дальнюю экспедицию. Вот так в школах, конференциях, экспедициях объезжаю весь бывший Советский Союз. И этот опыт поездок потом очень пригождается в работе.

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

В основном – относятся уважительно. Я думаю, что престиж профессии ученого у нас в стране будет возрастать. Что бы ни говорили, для получения степени кандидата наук необходимо пройти определенные ступени развития: писать научные статьи, участвовать и выступать на конференциях, проводить научные исследования, общаться с коллегами, пройти внешнюю стажировку по своей специальности, постоянно изучать литературу по своей научной специальности и т.д.

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

Наверное, я бы не поехал за рубеж на постоянную работу. Но в качестве стажировки в области экологии и охраны окружающей среды – это нужно обязательно. Очень хорошо, что мы участвуем в Болонском процессе, даже мои студенты из Башкирского государственного аграрного университета с удовольствием продолжают учебу в европейских вузах.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ

« к началу страницы