Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/opinions/121.html (версия для печати)

12.04.2010

"Поступив на специальность "Открытые горные работы", я немного сомневался, но очень быстро, словно болото, меня "засосало" торфяное направление, из которого выбираться пока не хочется"

Тимофеев Александр Евгеньевич

  • И.о. председателя Тверского регионального отделения Российского союза молодых ученых;
  • старший преподаватель кафедры
    "Технология и комплексная механизация разработки торфяных месторождений"
    Тверского государственного технического университета;
  • кандидат технических наук.

Во что Вы любили играть в детстве? В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?

Вопрос "во что я любил играть в детстве" меня немного ставит в тупик и заставляет задуматься, потому что всегда было что-то новое. Как и всем детям, мне хотелось новых впечатлений. Игры были самые разнообразные: начиная от традиционных "подвижных" игр (прятки, догонялки и т.д.), заканчивая настольными. Также нельзя обойти этап появления первых компьютерных игр, а точнее – появление игровых приставок "Денди". Сколько было радости, когда у меня появилась заветная "коробочка с картриджами и джойстиком"! Правда, я не был заядлым игроком, но все равно это был отдельный этап в моем детстве. Сейчас же, если разговор заходит про компьютерные игры, я часто шучу, что мои любимые игры – это Word и Excel.

Не могу сказать, что по играм в детстве как-то можно было проследить мою тягу к науке. Единственное, что их объединяет, – это удовольствие, которое я получал от игр ранее и получаю от занятий наукой в настоящее время.

Можно сказать, что детство – это пора игр, а взрослая жизнь в науке – пора "игр в бисер" (имеется в виду одноименное произведение Г. Гессе).

Как часто бывает, "аппетит приходит во время еды", так и у меня: интерес к научной деятельности я почувствовал уже во время самого исследовательского процесса. Я начал заниматься научной работой на кафедре "Технология и комплексная механизация разработки торфяных месторождений" со второго курса. С этого момента началось мое приобщение к исследовательской сфере: студенческая научная работа, подготовка бакалаврской работы, магистерской диссертации, потом диссертации на соискание степени кандидата наук, а параллельно с этим еще и работы по грантам и заказам на выполнение НИР от бизнесменов.

Родителям я благодарен за понимание моего выбора и оказанную поддержку в то время, когда я начал заниматься научной деятельностью. Кроме того, мне хотелось бы отметить, что родители дали мне очень важное качество, которое помогло в жизни, – самостоятельность. Именно благодаря этому качеству у меня получилось реализовать многие намеченные планы.

Также я благодарен, если можно так выразиться, своим "научным родителям" – сотрудникам кафедры "Технология и комплексная механизация разработки торфяных месторождений" (профессору О.С. Мисникову и доценту О.В. Пуховой), которые оказали колоссальную поддержку во время моего становления на научном поприще.

Как Вы выбирали научную специализацию? Легко ли было понять, что "Ваше", а что – нет?

Я могу говорить сейчас уже с уверенность, что нашел "свое". Выбор научной специализации не был для меня долгим и мучительным, все пришло само собой. Дело в том, что, поступив в Тверской государственный технический университет на специальность "Открытые горные работы", я немного сомневался, а первое время у меня даже были мысли по поводу перевода на другие факультеты, но очень быстро, словно болото, меня "засосало" торфяное направление, из которого выбираться пока не хочется.

Почему мне нравится работать с торфом? Как бы это не звучало громко, но я считаю, что торф – это одно из важнейших богатств нашей страны, которое должно рационально использоваться для общего блага.

Во-первых, торфяное сырье уникально тем, что из него может быть получено около 70 видов продукции самого различного назначения. Основными и стратегически важными для экономики России являются топливо, сельскохозяйственные грунты и удобрения, строительные материалы, продукция природоохранного назначения, косметические и медицинские препараты.

Анализ показывает, что торфяное топливо в связи с повышением цен на энергоресурсы скоро уже будет рентабельно. Следует отметить, что в 2009 году тема использования торфа в качестве топлива активно обсуждалась на уровне Правительства России, а Д.А. Медведев в Послании Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указывал на необходимость использования местных топливных ресурсов. В связи с этим в ближайшем будущем следует ждать повышения интереса к области, в которой мы работаем.

Во-вторых, Российская Федерация располагает огромными запасами этого сырья –235 млрд. тонн, что составляет около 37% мировых запасов. Количество запасов свидетельствует о том, что у данного направления есть потенциал для интенсивного развития на территории нашей страны, причем как в настоящее время, так и в далеком будущем.

В-третьих, история показывает, что торф для России – "антикризисный" ресурс. В тяжелые время для нашей страны торфяные болота использовались как источники сырья для обеспечения безопасности и экономической стабильности государства. В том числе благодаря торфу смогли выдержать питерцы блокаду, да и вся страна во время Второй мировой войны смогла противостоять захватчикам. Его использование имело большое значение в становлении плана ГОЭЛРО – Шатурская электростанция, которая была первенцем плана, работала на торфе, добываемом непосредственно на торфяных предприятиях под г. Шатура. Жаль, что со временем это забылось. Я уверен, что когда России снова потребуется выход из сложной ситуации, опять вернутся к торфу.

Таким образом, выбор научной специализации – это мой осмысленный выбор. Моя работа в данной области поддерживает во мне веру в то, что дело, которым я занимаюсь, является практически значимым и улучшит нашу с вами жизнь или создаст основу для последующего ее улучшения.

Единственный отрицательный аспект, на котором хочется заострить внимание, – это то, что государственная поддержка в сфере науки и инноваций, как правило, направлена на так называемые прорывные технологии. Я понимаю важность этих мер, но "синица", которая находится в наших руках, в попытке поймать "журавля" может просто умереть от голода. То есть торфяная школа, которая не имеет аналогов в мире, может распасться. Тогда для получения лидерства в направлении добычи и переработки торфа придется затратить гораздо больше ресурсов, чем это можно сделать путем постепенной поддержки того, что уже было создано ранее.

Расскажите о Вашем самом ярком открытии/изобретении и о том, как Вы его совершили. Ну и, конечно, о его пользе для человечества.

Трудно говорить о моем личном изобретении или открытии. Большая часть научных разработок сделана общими усилиями всего нашего коллектива – сотрудниками Восточно-Европейского института торфяного дела.

Если говорить о том, что является наиболее значимым для человечества, то стоит остановиться на последних исследованиях, которые заключаются в получении продукции из торфа различного назначения путем гранулирования торфа и композиционных смесей на основе торфа. Ассортимент получаемой продукции очень широкий – топливо, сырье для каталитического пиролиза, гумусовые мелиоранты, средство для снижения скользкости тротуаров при обледенении, наполнитель лотков домашних животных, сорбенты для сбора разливов нефтепродуктов. Уникальность разработанных технологий состоит в получении продукции из торфяного сырья пониженной влажности, что значительно сокращает затраты, а также дает дополнительные преимущества, которые позволяют более эффективно осуществлять процессы изготовления продукции. Все перечисленные виды продукции могут рассматриваться как инновационные разработки, имеющие соответствующий сегмент рынка, на котором они могут успешно закрепиться и конкурировать с существующей продукцией.

Например, гумусовый мелиорант, получаемый из торфа, является средством, которое повышает плодородие почв, предотвращает опустынивание земель, а также обзвреживает территории, загрязненные тяжелыми и радиоактивными металлами. Гумусовые препараты, существующие на рынке, имеют ряд недостатков, которые устранены в разработанном продукте. Полагаю, что в скором времени данной разработкой заинтересуются инвесторы, и она будет выпускаться в промышленных объемах.

Как проходит Ваш рабочий день? Над чем Вы работаете сейчас?

На этот вопрос ответить очень трудно однозначно: каждый новый день – это новая страница в книге жизни, главный недостаток (а может быть, и преимущество) – содержания в книге нет!

Если говорить в целом о рабочих днях, то они включают занятия со студентами, работу в лаборатории, решение различных организационных вопросов, но основную часть времени занимает написание различных статей, писем, заявок, отчетов и т.д.

Кроме того, большая часть времени посвящается общению (с коллегами, знакомыми, друзьями и т.д.) – лично, по телефону, в Интернете.

Помимо текущих дел в настоящее время ведется работа над несколькими крупными проектами. Первый из них – это интернет-ресурс Восточно-Европейского института торфяного дела. Уже в ближайшее время он начнет работу. Это будет единственный в сети портал, который будет полностью посвящен вопросам, связанным с торфом, сапропелем и болотами. В соответствии с нашими планами его информационное наполнение должно быть таким, чтобы все категории пользователей (инвесторы, промышленные предприятия, студенты, которые просто пишут реферат) могли найти информацию о торфе, сапропеле и болотах.

Вторым важным проектом является работа с крупным торфяным предприятием по разработке технологий производства различных видов продукции с попутной утилизацией отходов. Первые положительные результаты уже получены, и я уверен, что в рамках данного проекта у нас будет еще много успешных этапов.

Еще одним важным проектом является научная школа для молодых ученых тверских вузов, которая должна быть запущена уже в ближайшее время. Это предложение обсуждалось и будет поддержано Департаментом экономики Тверской области, Комитетом по делам молодежи Тверской области, а также руководством вузов Твери.

А как Вы проводите свободное время? У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?

Хочется в шутку спросить: "А что такое свободное время?". Если говорить честно, то свободного времени очень мало. Причина здесь не в том, что наука полностью поглощает меня, а в том, что, как правило, приходится решать сразу множество различных задач по всем направлениям. Конечно, находится время для того, чтобы "перевести дух", тогда я предпочитаю встретиться и пообщаться с друзьями в приятной атмосфере, навестить родителей. Иногда люблю посмотреть какой-нибудь интересный фильм или почитать книгу (имеется в виду не специальную литературу), правда, это не всегда удается.

Кроме того, я состою в литературном клубе "Декдент" и периодически, когда на меня находит вдохновение, пишу стихи (хотя к поэтам себя не причисляю). В связи с этим участвую в литературных вечерах, которые проводятся нами, а также другими тверскими клубами.

Так что в качестве резюме могу сказать: свободного времени у меня практически нет, есть только интересная и насыщенная жизнь, от которой я получаю удовольствие.

Обдумывание научных задач вне работы зависит от важности дела, которым приходится заниматься, и моей заинтересованности. Время и место обдумывания не имеют значения, главное – предмет размышлений!

Обычно в каждой профессиональной среде есть какие-то свои, особые шутки, байки, анекдоты, сленговые выражения. Есть ли у Вас и Ваших коллег такие?

У торфяников богатая история, поэтому в арсенале много того, о чем можно было бы рассказать.

Из смешных случаев вспоминается история, когда одного тракториста на предприятии спросили: какой торф у них, верховой или низинный (тип торфа определяется условиями питания болота – грунтовое питание, при котором формируется низинное болото, или атмосферное, при котором образуется верховое болото)? Недолго думая, тракторист ответил, что у них есть и тот и другой, только верховой на самом верху штабеля (складочная единица торфа), а низинный – внизу.

Также следует отметить, что одной из излюбленных наших шуток с философским подтекстом является фраза: "Все мы в перспективе торф".

У торфяников есть большое количество сленговых выражений. Вот некоторые из них: "коробочка" – машина для сбора торфа с бункером, "колючка" – машина для сбора мелких пней, накалывающая их специальными иглами, "караван" – штабель торфа, "торфушки" – женщины, которые вербовались для работы на добыче торфа.

Конечно, отдельный словарь не получится составить, но постороннему человеку иногда может быть трудно понять, о чем идет речь.

Несколько лет назад нам стало интересно, каким образом торфяная тематика отражена в поэзии, и был выполнен поиск и анализ стихотворений о торфе (было найдено около 15 стихотворений, в которых упоминается торф). Получилась очень интересная статья. Если кому-то будет интересно, то могу выслать электронный вариант.

Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?

Опять в шутку скажу, что это может быть использовано в качестве теста: если на данное сообщение знакомые реагируют хорошо – значит они "хорошие" знакомые, а если реагируют плохо, то ...

Реагируют по-разному, зависит от того, кем они сами являются.

Главная причина разницы в реакции – это отсутствие в обществе образа успешного будущего ученого, подкрепленное материальным благополучием. Но это уже не проблема взаимоотношений людей или наличия какого-либо стереотипа, а проблема в самой нашей системе. В настоящее время заработная плата ученых нищенская, социальной поддержки никакой, жилищная проблема в течение последних 20 лет не решается, материально-техническая база находится на очень низком уровне. И еще существует масса других проблем, с которыми нам приходится бороться, часто без помощи государства.

Сейчас в России ученый не является образцом для подражания, однако, как мне кажется, это временный период. Настанут времена, когда в России будут снова воспевать ученых, инженеров и других людей, занимающихся умственным трудом, который делает нашу жизнь лучше, удобнее и комфортнее. Если времена не настанут, то тогда и России возможно не будет...

Стереотип "ученого-неудачника" должен прекратить свое существование, так как если мы претендуем на звание мировой державы, то у нас должно быть уважение к людям данной профессии. Современные мероприятия, которые направлены на активизацию инновационной деятельности, – это большой шаг в формировании позитивного образа ученого, однако пока государственная поддержка не приобретет системный характер, не будет подкрепляться реальными действиями, то желаемого результата не будет. Кроме того, важна не только поддержка в виде финансовых средств и т.п., но и изменение мышления в сторону поиска общих идей, которые должны сплотить общество.

Предлагали ли Вам работать за рубежом? Если да, то почему Вы остались, а если нет – согласились бы Вы на подобное предложение?

Работу за рубежом предлагали, но это была работа на производстве, а не в научно-исследовательской организации. Я отказался, зная свои пристрастия к научной деятельности.

Сейчас с удовольствием съездил бы за рубеж на стажировку для того, чтобы набраться опыта и поработать несколько лет в условиях хорошо функционирующей научно-исследовательской организации. На вопрос о готовности остаться работать на продолжительный срок пока не готов ответить.

Темы: интервью председатель регионального отделения специальный проект РоСМУ