Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


14:08
20
апреля
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Председатель Совета Российского союза молодых ученых Александр Щеглов
Председатель Совета Российского союза молодых ученых Александр Щеглов

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


07.05.2007

"Излишний контроль за активностью молодежи становится тормозящим фактором"

На вопросы STRF.ru отвечает Председатель Совета Российского союза молодых ученых Александр Щеглов.

Существует ли, на ваш взгляд, в современной российской науке проблема "излишней иерархичности" в управлении, мешающая молодым ученым реализовать свои проекты?

Существует. И эта проблема, безусловно, требует незамедлительного решения, так как напрямую связана с вопросами сохранения молодежи в сфере науки. В качестве первой составляющей проблемы можно выделить общую недостаточность молодых квалифицированных кадров в науке. С начала 1990-х годов резко снизился приток молодежи в науку и увеличился ее отток за рубеж, вследствие чего из научной сферы практически "выпало" поколение, которому сейчас 30-40 лет. "Потеря" представителей этой возрастной группы привела к серьезной проблеме в вопросах преемственности в науке: ведь, как показывает практика, ученые данной возрастной группы крайне эффективны в генерации новых идей и знаний. Также следует отметить, что именно в этом возрасте целесообразно пробовать привлекать ученого к административной работе.

Второй составляющей является излишняя консервативность многих руководителей научных организаций и образовательных учреждений, некоторое недоверие к молодежи. Да, российские научные школы – это великая традиция, которую нужно беречь и преумножать. Однако в современных условиях излишний контроль за активностью молодежи, недоверие со стороны руководства часто становится тормозящим фактором для развития молодых ученых, как в научной сфере, так и в сфере административной. К сожалению, в России примеров молодых руководителей научных организаций и образовательных учреждений, молодых деканов, заведующих кафедрой или лабораторией не так уж много.

И третьей составляющей проблемы является укоренившаяся практика, когда административная работа все больше и больше влияет на распределение финансовых и других ресурсов внутри научных организаций и образовательных учреждений. В условиях ограниченности данных ресурсов именно доступ в кабинеты руководителей часто становится ключевым аспектом "оценки" научной деятельности. Это вдвойне опасно, потому что не только приводит к распылению ресурсов на неэффективные проекты, но и вызывает психологическое отторжение у молодежи, нежелание стремиться к самостоятельным исследованиям, да и вообще заниматься научными исследованиями.

Поэтому для частичного решения проблемы "излишней иерархичности" представляются целесообразными следующие шаги.

Во-первых, следует предусмотреть механизмы обеспечения независимого финансирования научно-педагогической деятельности отдельных ученых и малых научных групп. Это важно для всех ученых, но жизненно необходимо именно для молодежи.

Во-вторых, представляется своевременным и решение о формировании кадрового резерва для своевременной ротации руководителей различного уровня в научных организациях и образовательных учреждениях, а также введение верхних границ возрастного ценза при занятии этих административных должностей.

Есть ли возможность решить проблему предоставления жилья научной молодежи?

Говоря о жилищной проблеме, стоит отметить, что она является крайне актуальной не только для научной молодежи, но и для многих российских граждан: высокая рыночная стоимость жилья и текущие ставки по ипотечным кредитам приводят к невозможности его приобретения и отсутствию реальных перспектив решения этого вопроса для большинства из них. Поэтому в России необходимо комплексное решение вопроса повышения доступности жилья, ориентированное не только на молодых ученых, но и на всех остальных российских граждан.

Однако в силу того, что вопрос воспроизводства кадров в российской научной сфере является крайне важным и стоит сейчас очень остро, необходимо предпринять все возможные меры, направленные на его решение. И создание в ближайшей перспективе каких-то особых механизмов, способствующих обеспечению жильем молодых ученых, может стать одной из таких мер, направленных на привлечение и сохранение молодежи в сфере науки.

В рамках нашей организации – Российского союза молодых ученых – уже ведется работа по сбору информации о существующих в различных регионах России программах обеспечения молодых ученых жильем. Обобщается положительный опыт подобных региональных программ с целью последующей подготовки на его основе предложений для повсеместного распространения. Некоторые предложения по возможным путям решения жилищного вопроса научной молодежи недавно были опубликованы на сайте Российского союза молодых ученых.

Но хочу отметить, что мы не выступаем за повсеместное бесплатное распределение жилья для лиц, признанных "молодыми учеными". Мы выступаем за создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, за использование особых схем жилищного строительства, позволяющих существенно снизить стоимость жилья. Замечу, что при создании любой системы льгот в решении жилищного вопроса необходимо предусмотреть и действенные инструменты контроля за распределением этих льгот, чтобы максимально исключить возможные злоупотребления. И крайне важно, чтобы возможность участия в особых жилищных программах, в первую очередь, получали молодые ученые за свои научные заслуги и достижения, а не по "социальному признаку".

Поэтому, возвращаясь к сути вопроса, хочу отметить, что речь следует вести не о предоставлении жилья научной молодежи, а о создании особых механизмов, направленных на повышение его доступности. И такие возможности, безусловно, существуют. Хотя следует согласиться и с тем, что в отдельных случаях некоторые молодые ученые, научные достижения которых признаны в научном сообществе, заслуживают именно безвозмездного выделения жилья со стороны научной организации или органов власти.

Каким образом стоит решать проблему "утечки мозгов" за рубеж или этот процесс неизбежен?

Сама по себе мобильность научных кадров – явление, в общем-то, позитивное, позволяющее ученым осваивать новые методы, знакомиться с работой ведущих научных групп. Наука становится все более и более глобальной и часто оказывается, что дорогостоящее оборудование может строиться только в рамках международной кооперации.

Также следует отметить, что не нужно как-то искусственно ограничивать научную эмиграцию. Опыт динамично развивающихся стран (например, Китая) показывает, что научную диаспору гораздо конструктивнее рассматривать не как "изменников Родины", а как высококвалифицированный кадровый резерв для научно-технической и образовательной сферы родной страны, как "агентов влияния" в зарубежных странах, существенно облегчающих те же процессы научной интеграции.

Но в контексте мобильности научных кадров важным и критичным вопросом для России является их последующее возвращение обратно. И здесь необходимо выделить несколько принципиальных моментов, которые могут способствовать возвращению ученых. Во-первых, одной из основных причин для возвращения в Россию является перспектива карьерного роста. В других странах система, в первую очередь, направлена на воспроизводство национальных кадров и карьера иностранца не так уж и проста. Поэтому если талантливому ученому предлагают возможность сформировать свою группу на Родине и создают условия для ее работы – это является серьезнейшим аргументом для возвращения.

Во-вторых, необходимо модернизировать материально-техническую базу научных организаций и образовательных учреждений: ученый должен видеть перспективу развития своих исследований.

В-третьих, нужно улучшать качество жизни в России. Это касается очень многих факторов – зарплат, цен, состояния инфраструктуры, экологической обстановки, уровня законности и правопорядка, качества и стиля работы официальных учреждений и др. До тех пор, пока сохраняется существенная разница в качестве жизни с развитыми странами, можно говорить лишь об отдельных случаях возвращения ученых в Россию. Но в некоторых вышеназванных явлениях уже наметились позитивные тенденции, поэтому надеюсь, что в обозримом будущем Россия обязательно станет мировым центром притяжения высококвалифицированных специалистов.

Как вы оцениваете перспективы деятельности Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах?

На мой взгляд, в настоящее время преждевременно говорить о перспективах деятельности Координационного совета. Он еще проходит стадию организационного становления, отрабатываются принципы работы, налаживается взаимодействие с "внешними" структурами и др.

Сама идея создания подобного совещательно-консультативного органа при Совете при Президенте РФ по науке, технологии и образованию интересна и позитивна. Также приятно отметить, что процедура формирования этого Координационного совета была достаточно открытой: кандидатов было предложено выдвинуть как Российскому союзу молодых ученых, так и другим объединениям молодых ученых.

Но сформированный состав Координационного совета, проведение регулярных встреч с членами Президиума Совета при Президенте РФ по науке, образованию и технологии, с руководством Министерства образования и науки – это даже еще не "полдела", необходимо двигаться дальше.

В работе Координационного совета важно эффективное сочетание двух составляющих: активности членов Координационного совета в части подготовки соответствующих предложений и внимание к этим предложениям со стороны представителей Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Министерства образования и науки и др.

Для активности членов Координационного совета нужна здоровая и работоспособная атмосфера внутри этой структуры, необходимо обеспечить прозрачность и понятность принципов его работы в части принятия ключевых решений, гарантировать отсутствие административного воздействия в этом вопросе.

Что касается второй составляющей, то крайне важно, чтобы все предложения Координационного совета были "услышаны" и приняты к рассмотрению как представителями Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, так и соответствующими министерствами и ведомствами.

И только при соблюдении вышеназванных условий Координационный совет действительно сможет отчасти способствовать решению проблем в сфере воспроизводства кадров научно-образовательной сферы, собственно, для чего он и был создан.

Андрей Тихонов, STRF.ru

Темы: интервью Председатель Совета РоСМУ публикация в СМИ

« к началу страницы