Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


16:19
28
марта
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати

Другие материалы

15.03.2011
Молодежная политика в сфере науки

07.11.2010
"Интерес к науке на данном этапе моей профессиональной и учебной деятельности только усиливается, постоянно открываются новые возможности и стороны науки. Все это привлекает еще больше"

03.11.2010
Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010

01.11.2010
"Организуя международные научно-образовательные стажировки, посещая различные профильные конференции, по долгу службы изучая опыт управленческой составляющей научных исследований, было невозможно оказаться в стороне от прикладной научной деятельности"

27.10.2010
"У меня всегда была тяга к общественным наукам, поэтому по окончанию университета поступил в аспирантуру по социологической специализации"


22.02.2007

Приоритетный национальный проект "Образование" и решение проблемы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров России

Приведенные ниже предложения сформулированы с учетом мнений, высказываемых молодыми учеными – посетителями Интернет-портала интеллектуальной молодежи и Портала Scientific.ru. Представляется абсолютно необходимым участие научной общественности, в том числе и самих молодых ученых в дальнейшей конкретизации и непосредственной реализации этих предложений. Некоторые из приведенных ниже предложений выдвигались Российским союзом молодых ученых в рамках межведомственной рабочей группы при подготовке проекта Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008-2012 годы, который в настоящее время проходит согласования в соответствующих государственных структурах.

Основным конкурентным преимуществом России в современном мировом сообществе является сохранившийся высокий уровень научных исследований и разработок, особенно в области естественных наук и фундаментальных основ инженерно-технических дисциплин, а также традиционно высокие стандарты массового образования. Этот факт нашел отражение и в официальных документах, например, в "Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года", утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 года.

Однако серьезным препятствием для реализации имеющегося конкурентного преимущества является острая проблема сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров. С начала 1990-х годов и до последнего времени в России этому вопросу не уделялось достаточного внимания, что привело к постепенному сокращению численности лиц, занятых в научно-образовательной сфере, отсутствию интереса к работе в сфере науки и образования у молодежи и уходу молодых кадров из данной сферы деятельности. Негативные последствия низкого притока молодежи в научно-образовательную сферу в вышеназванный период будут сказываться многие десятилетия, однако наиболее остро они будут заметны в 2010-1012 годах, когда из науки в силу возрастных причин уйдут представители "советского" поколения ученых. В настоящее время в научно-образовательной сфере России налицо значительное старение кадров.

Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-образовательной сферы, обеспечение преемственности научных знаний является одной из важнейших государственных задач.

Российский союз молодых ученых предлагает решение проблемы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров признать одним из основных направлений Приоритетного национального проекта "Образование" и выстроить государственную систему отбора, воспитания и привлечения в научно-образовательную сферу талантливой молодежи – подготовки резерва научно-педагогических кадров, от старшеклассников школ до молодых кандидатов наук. Подобная система, ранее созданная и успешно функционировавшая в СССР, должна быть реставрирована с учетом современных условий. При этом необходимо отметить, что ещё в первой половине XX века основное внимание государства было направлено на естественнонаучное образование как основу для освоения инженерных дисциплин – ключевого фактора обороноспособности и безопасности страны. Представляется важным и в современных условиях усиление государственной поддержки именно естественнонаучного образования, без чего невозможно построение инновационной экономики, основанной на знаниях, что провозглашено одним из приоритетов развития России.

К сожалению, реализуемые мероприятия Приоритетного национального проекта "Образование" слабо ориентированы на решение проблемы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров, они слишком раздроблены и бессистемны. Основной акцент делается на инновационные образовательные программы и внедрение новых механизмов управления образованием. Разумеется, модернизация российской системы образования является позитивным явлением, особенно в гуманитарной и технической сферах. Десятилетиями изучение гуманитарных дисциплин носило экстенсивный и преимущественно идеологический характер, поэтому новшества в сфере гуманитарного образования, направленные на интеграцию в мировое культурное пространство, повышение межкультурной толерантности, социализацию личности, являются, безусловно, полезными. Технические дисциплины преподавались в СССР на очень высоком уровне, но только до конца 60-х – начала 70-х годов, после чего последовало общее отставание отечественных наукоёмких технологий от технологий стран Запада и Японии, поэтому коренная переработка образовательных программ в сфере технических дисциплин представляется необходимой. Особенно актуальной проблемой в этой связи необходимо признать потребность ВУЗов и научных организаций в подготовленных управленцах в сфере науки, способных помочь исследователям в вопросах защиты интеллектуальной собственности и во внедрении полученных научных результатов. Первые попытки выпуска специалистов подобного профиля уже есть, но необходима государственная система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Однако сфера естественнонаучного образования является достаточно консервативной и может сильно пострадать от непродуманных нововведений. Основы естественнонаучных знаний, особенно в таких абстрактных областях как математика и физика, закладываются в сравнительно раннем возрасте и впоследствии, по достижении человеком зрелых лет, существенно развиваться не могут (в отличие от гуманитарных и технологических знаний). Поэтому поощрение инноваций в сфере естественнонаучного образования должно быть лишь дополнением к целевой поддержке тех ВУЗов, где сохранено преподавание естественных и точных наук на традиционно высоком уровне.

В этой связи следует отметить, что в документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации, в частности, четко не определено понятие "Инновационные образовательные программы". Как правило, этот термин связывается с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения, т.е. с внешним аспектом образовательного процесса, не затрагивая собственно его содержание. Весьма показательно выступление на пресс-конференции Минобрнауки "Интеллектуальный потенциал российской экономики" 7 ноября 2006 года Заместителя руководителя Федерального агентства по науке и инновациям А.В. Клименко, который признал, что слово "инновации" превращается в один из элементов языкового мусора, переставая нести смысловую нагрузку. Методическое письмо Минобрнауки от 19 декабря 2006 года № 03-2795, посвященное процедурам конкурсного отбора лучших учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, рекомендует субъектам Российской Федерации "предусмотреть рассмотрение апелляций более по процедурным вопросам, нежели чем по результатам экспертных оценок".

Немного лучше обстоит ситуация с конкурсным отбором инновационных ВУЗов, методика экспертизы в котором утверждена Рособразованием 11 апреля 2006 года. Данная методика содержит ряд конкретных показателей, характеризующих научный потенциал ВУЗа, таких как объем финансирования научных исследований, численность докторов и кандидатов наук, в т.ч. молодых, и др. Однако эти показатели имеют слабое отношение к критериям научной эффективности, используемым международным научным сообществом и уже внедряемым в Российской академии наук. Цель создания национальных университетов – "комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов" – выглядит весьма расплывчатой; при этом не предусмотрены четкие критерии оценки качества этого обеспечения. Впрочем в соответствующих распоряжениях Правительства Российской Федерации речь идет уже не о "национальных университетах", а о "федеральных университетах". В то же время до сих пор не начато предусмотренное "Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" формирование и развитие исследовательских университетов – крупнейших научных центров в секторе высшего образования, которые должны осуществлять в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров с фундаментальной базовой подготовкой, магистров, аспирантов и докторантов), так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Все это свидетельствует о формальном подходе и несогласованности работы различных государственных органов, отвечающих за образование и науку, что в большой степени дискредитирует саму идею приоритетных национальных проектов.

16 марта 2006 года Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечал: "Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда". Однако проблема и состоит в том, насколько объективно различные институты маркетинга и кадровых ресурсов (а именно они в регионах занимаются проведением мониторинга) измеряют потребности рынка труда, по каким показателям это происходит? От объективности этой оценки зависит и решение кадрового вопроса. Вместе с тем не только рынок труда должен ставить задачи образованию, но и наоборот, уровень образованности нации способен играть значительную роль в формировании современной структуры экономики.

Российский союз молодых ученых считает, что в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" для улучшения ситуации в сфере подготовки научно-педагогических кадров необходима реализация следующих мер:

1. Определение показателей научно-педагогической эффективности ВУЗов, их подразделений, отдельных научных групп в зависимости от вклада в развитие и воспроизводство фундаментальной науки.

Показатели должны быть основаны, в первую очередь, на признанных мировым научным сообществом критериях: публикации в ведущих научных журналах, подготовка научных кадров и др. Аналогичная работа уже ведется в Российской академии наук, несмотря на неоднозначное отношение академического руководства. Данные показатели эффективности необходимо открыто публиковать в средствах массовой информации. Они должны стать главным принципом для выбора тех "точек роста", которые получат приоритетную поддержку в рамках Приоритетного национального проекта. Требуется определять эффективность как ВУЗа в целом, так и его отдельных подразделений, вплоть до научных групп, принимая во внимание количество сотрудников (с учетом их педагогической нагрузки) и объемы финансирования, чтобы исключить возможные сложности при объективном сравнении различных научных областей, а также теоретиков и экспериментаторов внутри одной области.

Без выработки и практического применения подобных критериев, соответствующих мировой практике, абсолютно бесполезны любые действия по реформированию научно-образовательной сферы, построению высокотехнологичной экономики и интеграции в мировое научно-образовательное сообщество, в первую очередь потому, что в общественном сознании останутся стереотипы о возможном коррупционном механизме распределении средств. Молодой ученый должен быть уверен, что карьерный рост, жизненный успех и материальное благополучие определяются уровнем его научных результатов, а не другими непонятными ему или неприемлемыми для него факторами.

2. Обозначение государством приоритетов в том, какую фундаментальную науку предполагается поддерживать и какие научные кадры для этого следует готовить, учитывая дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, научным организациям и ВУЗам.

В первую очередь целесообразно поддерживать и развивать то, что уже находится на достаточно высоком уровне. В России это естественные и точные науки, фундаментальные основы инженерных наук (материаловедение, электроника и радиотехника, энергетика, кибернетика и информатика), ряд гуманитарных наук (психология и лингвистика), методы которых близки к естественным и точным наукам. Значительная часть гуманитарных и общественных дисциплин (экономика, философия, социология, политология, юридические науки, искусствоведение и т.д.) пользуется устойчивым спросом на рынке образовательных услуг и нуждается не столько в поддержке со стороны государства, сколько в активном привлечении своего потенциала к анализу и формированию направлений и форм построения современного общества.

Особенность текущей ситуации в том, что состояние системы подготовки новых инженерно-технических кадров абсолютно не соответствует потребностям в кадровом обеспечении развивающейся российской промышленности. В связи с этим особую важность для государства приобретает сохранение и развитие, прежде всего, естественнонаучного образования не только как ключевой составляющей подготовки научных кадров, но и как базовой основы для последующей специализации в инженерно-технической сфере. Следует отметить, что предпринимаемые в настоящее время меры по концентрации ресурсов на научных направлениях, приоритетных для создания инновационной экономики, совершенно не заменяют целевую поддержку лучших ученых, педагогов и организаций по всему спектру фундаментальных наук, традиционно развитых в России.

3. Для дальнейшей работы по реализации обозначенных приоритетов необходимо на основе ранжирования ВУЗов и их подразделений по разработанным на первом этапе показателям научно-педагогической эффективности ВУЗов сформировать сеть исследовательских университетов (факультетов), финансируемых государством в объеме, полностью достаточном для их эффективной работы на мировом уровне.

В подобных учебных заведениях должны быть обеспечены: адекватная современным условиям зарплата сотрудникам, имеющим высокую научную продуктивность (в идеале – на международном уровне, что позволит привлекать к преподаванию ведущих зарубежных специалистов); высокая стипендия студентам и аспирантам. Важно также предусмотреть существенное снижение педагогической нагрузки, позволяющее сотрудникам уделять достаточное время научной работе и повышению собственной квалификации.

4. Как для исследовательских университетов (факультетов), так и для национальных (федеральных) университетов – центров развития федеральных округов, необходимо обеспечить выполнение следующих принципов функционирования:

а) существенное увеличение мобильности научно-педагогических кадров и создание реально работающей системы общенационального конкурса на замещение вакантных должностей от профессоров и заведующих кафедрами до руководителей ВУЗов. Простое слияние и укрупнение университетов не способно привести к качественному прорыву, переходу образовательных учреждений от трансляции к генерации знаний и качественному росту научного уровня ВУЗов.

Основой для создания ведущих научно-образовательных центров должны стать наиболее активные и квалифицированные научно-педагогические кадры России. Важным подготовительным этапом может быть формирование национальной базы данных молодых кандидатов и докторов наук. При появлении вакансии в национальном университете, руководствуясь этой базой, можно направлять персональные приглашения для участия в конкурсе специалистам в данной области, а затем, на основе анализа формальных критериев, программы научных исследований и демонстрации образовательных навыков, проводить отбор новых сотрудников, отдавая предпочтение при необходимости специалистам из других организаций. Это позволит привлечь ученых с новыми, наиболее оригинальными идеями, выйти за рамки уже сформировавшихся научных школ и быстро аккумулировать в рамках университета наиболее динамичные группы, работающие на мировом уровне.

б) наличие соответствующей инфраструктуры приема и размещения абитуриентов и студентов, предоставления жилья сотрудникам, что необходимо как для обеспечения мобильности кадров, так и для расширения территории набора студентов. Только при этом условии становится возможным провести действительно эффективную селекцию тех, кто потенциально способен стать высококвалифицированным специалистом или лидером в различных областях жизни общества.

в) стабильное финансирование, обеспечивающее не только высокую зарплату преподавателей, но и закупку современного оборудования и необходимых материалов, а также качественные условия для учебы, эффективной работы и отдыха сотрудников и обучающихся. Важнейшим фактором оценки молодым человеком своего будущего статуса и перспектив при выборе места учебы или работы является престижность и солидность организации, причем не только в финансовом смысле, но и в смысле её репутации и качества деятельности в целом.

5. Коренной пересмотр количества бюджетных мест в аспирантурах ВУЗов и научных организаций, основанный как на их научной продуктивности, так и на количестве защищенных диссертаций, и существенное повышение стипендий аспирантам во всех ВУЗах и организациях, где сохранится бюджетная аспирантура, в том числе и в тех, которые не вошли в число ведущих научно-образовательных центров.

Следует отметить, что на конкурсы грантов для аспирантов Минобрнауки 2003 года и Рособразования 2004 года подавалось сравнительно небольшое число заявок – порядка 2 тысяч, в то время как численность аспирантов в ВУЗах Рособразования составляла около 70 тысяч. Кроме того необходимо существенно усилить образовательную компоненту аспирантуры в первую очередь за счет чтения спецкурсов ведущими учеными (что соответствует мировой практике).

Проведение селекции ВУЗов и научных организаций, осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации, должно стать важной частью Приоритетного национального проекта "Образование", направленной на возрождение высшей школы и не требующей многократного увеличения государственных расходов. Однако необходимо осознавать, что эта селекция займет значительное время и должна проводиться с широким привлечением научной общественности, в том числе, возможно, и зарубежной, особенно российской научной диаспоры. В то же время перечисленные далее меры могут быть приняты в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" безотлагательно:

6. Развитие системы грантов на выполнение инициативных научных проектов малыми научными группами и отдельными учеными с целью выявления, поощрения и повышения мобильности тех из них, которые готовят научные кадры мирового уровня, в том числе вне ведущих научно-образовательных центров.

Необходимость грантовой поддержки обусловлена тем, что, как показывает мировой и российский опыт, даже в научных организациях и ВУЗах, не являющихся общепризнанными научными центрами, работает значительное число высококвалифицированных ученых и продуктивных научных групп, ведущих, зачастую, уникальные исследования и привлекающих к этим исследованиям молодежь. Кроме того, в условиях начавшегося оснащения научно-образовательной сферы современным оборудованием именно грантовое финансирование может обеспечить максимально квалифицированное и эффективное использование новых дорогостоящих установок.

Деятельность по развитию системы грантов является необходимым дополнением к построению сети ведущих научно-образовательных центров и целевой поддержке исследований по приоритетным направлениям. Более того, в отсутствие сети выделенных центров эта деятельность приобретает исключительную важность. При этом совершенно необходимо провести коренную перестройку сложившихся в России реалий научной и научно-технической экспертизы. Ранее Российский союз молодых ученых выдвигал предложения по возможным путям такой перестройки. Причем для молодых ученых имеет очень важное значение один из реалистичных способов повышения доступности системы грантов – упрощение форм заявочных, финансовых, отчетных документов, предоставление возможности расходовать часть средств гранта по свободной смете.

7. Специальное развитие системы грантов для молодых ученых и их научных руководителей, включая гранты для аспирантов и гранты на временные позиции для молодых кандидатов наук (PostDoc).

Лишь у незначительного количества молодых ученых существуют научные, и тем более педагогические заслуги, позволяющие рассчитывать на высокую основную зарплату, либо высокую вероятность получения "взрослого" гранта. С другой стороны, ведущие специалисты, обладающие значительным потенциалом для подготовки высококвалифицированных научных кадров, зачастую либо не заинтересованы в том, чтобы тратить свое время на учеников, либо не имеют возможности устроить перспективного молодого ученого даже на половину научной ставки. Поскольку научный уровень самого молодого ученого, как правило, постороннему эксперту оценить достаточно сложно, то выдавать гранты целесообразно именно на пару "молодой ученый и научный руководитель", с существенным весом оценки уровня научного руководителя при проведении экспертизы заявки. Возможно в ряде случаев стоит дать право научному руководителю самому выбрать себе ученика в случае присуждения гранта, такая практика широко распространена в развитых странах.

В настоящее время единственной широкомасштабной мерой по поддержке талантливой научной молодежи, хотя и не относящейся к соответствующему направлению Приоритетного национального проекта, являются гранты Президента России для молодых ученых и для ведущих научных школ. Однако гранты Президента России для молодых кандидатов наук не выполняют функцию повышения академической мобильности молодых ученых, которую в развитых странах осуществляют гранты для аналогичной категории PostDoc. Этому не способствуют ни размер гранта, ни условия его присуждения, которые подразумевают продолжение работы над прежней темой кандидатской диссертации под началом прежнего научного руководителя и, следовательно, прикрепляют молодого ученого к одному месту учебы, работы и повышения квалификации. Гранты Президента России для ведущих научных школ также не могут обеспечить серьезного стимулирования молодых членов этих коллективов и не поощряют омоложения их состава.

Важно отметить, что на сегодняшний день в России практически не существует системы серьезной государственной поддержки студентов, демонстрирующих успехи в профессиональном становлении и исследовательской работе, и аспирантов, показывающих серьезные результаты научной деятельности. Эта категория молодёжи вообще находится вне сферы действия Приоритетного национального проекта "Образование".

Следует признать, что студенты младших курсов, за редким исключением, еще не могут самостоятельно выполнять научную работу, соответственно, и выплата им полноценных грантов на научные исследования представляется необоснованной. Однако система именных стипендий и премий для студентов должна быть существенно расширена. Что касается магистрантов и особенно аспирантов, то они по своей квалификации уже во многом являются полноценными научными работниками, поэтому грантовая поддержка, по крайней мере наиболее результативных в науке аспирантов, является абсолютно необходимой для их стимулирования и повышения профессионального уровня. При этом часть гранта может выделяться на поощрение научного руководителя, как было предусмотрено в конкурсах грантов для аспирантов Минобрнауки 2003 года и Рособразования 2004 года, которые целесообразно возродить, возможно, с расширением сферы их действия на аспирантуру всех государственных ВУЗов и научных организаций.

Также представляется целесообразным существенное увеличение количества целевых грантов на стажировки аспирантов и молодых кандидатов наук в ведущих научно-образовательных центрах как в России, так и за рубежом, в последнем случае – преимущественно на паритетных началах с западными фондами, которые софинансируют обучение (стажировку) и реинтеграцию российских ученых при возвращении. Представляется необходимой широкомасштабная государственная грантовая поддержка участия молодых ученых в школах и конференциях.

8. Развитие широкой государственной сети по отбору, воспитанию и привлечению в научно-образовательную сферу талантливой перспективной молодежи, необходимое для обеспечения устойчивого развития образования и науки.

Эта сеть должна включать олимпиады, систему специализированных школ и образовательных центров, а также другие формы поддержки научно-технического творчества школьников. При этом, как было отмечено выше, необходим существенный акцент на естественнонаучных дисциплинах.

Подобная деятельность должна проводиться не только в крупных городах, но и повсеместно. В дискуссиях на Интернет-портале интеллектуальной молодежи и Портале Scientific.ru активно поддержано мнение, что для успеха подобной деятельности необходима целевая государственная поддержка, ориентированная не только на исследовательские и национальные университеты федерального значения, но и на ведущие региональные университеты. Главное требование к системе выявления, развития и поощрения талантливых школьников – достаточная массовость и доступность, обеспечивающая реальную возможность талантливому школьнику быть замеченным, независимо от того, в какой школе он обучается и к какому социальному слою принадлежит. В частности создание системы дистанционных олимпиад представляется хорошим приложением реализуемой программы компьютеризации сельских школ.

В настоящее время в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" производится поддержка школ, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется выплата грантов лучшим учителям, премий школьникам – победителям и призерам олимпиад. Представляется необходимым дополнить эти меры целевой поддержкой специализированных школ с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, в т.ч. заочных, возможно, через ведущие университеты, на базе которых функционируют большинство этих школ, а также поддержкой летних предметных школ по естественным наукам для победителей региональных, межрегиональных и всероссийских олимпиад. В решении этих задач очень велика роль ведущих ВУЗов. Как отмечалось в выступлении Президента России В.В. Путина на VIII съезде Российского союза ректоров, ВУЗы должны быть заинтересованной стороной в сотрудничестве со средней школой. Кроме того, необходимо существенное увеличение финансирования олимпиад для школьников как важнейшего инструмента отбора талантливой молодежи. В частности необходимо решить вопрос о компенсации расходов, связанных с участием в олимпиадах, поскольку в настоящее время из Федерального бюджета оплачивается лишь проживание и питание участников всероссийских олимпиад, проезд рекомендуется оплачивать за счет регионов, что на практике реализуется не всегда. Премии победителям отчасти снимают эту проблему, но для некоторых регионов стоимость проезда и оргвзноса может оказаться сравнимой с размером премии победителя региональной или межрегиональной олимпиады, а призеры (получатели дипломов низших степеней) этих олимпиад, участвующие в олимпиадах следующего уровня, премии не получают вообще.

В условиях постепенного перехода к приему в ВУЗы по результатам Единого государственного экзамена приобретает исключительную важность существенное расширение льгот при поступлении в профильные ВУЗы для победителей и призеров олимпиад. Необходимо предусмотреть льготы для победителей и призеров олимпиад уровня федерального округа, которые могут ограничиваться ВУЗами данного федерального округа, но не отдельного региона, в котором может и не оказаться ВУЗа соответствующего профиля. Это позволит отчасти уменьшить риск оттока талантливой молодежи из регионов в связи с введением Единого государственного экзамена.

Темы: наука образование предложения

« к началу страницы