Российский союз молодых ученых
Главная
О союзе
Деятельность
Информация
Регионы
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100


12:01
29
марта
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

ГлавнаяСобытия
Версия для печати
Баннер I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа
Баннер I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа

Другие материалы

12.10.2023
VII РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ЖЕНСКИЙ ОБЛИК НАУКИ»

12.03.2021
Проект «Информационно-образовательный портал Капитан Грантов»

18.01.2021
Встреча Сергея Миронова с РоСМУ

19.09.2019
X ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ЮГА РОССИИ и II ШКОЛА МОЛОДОГО ИННОВАТОРА

16.04.2019
Приглашаем принять участие в ЕВРОПЕЙСКОМ НАУЧНОМ ФОРУМЕ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ


01.06.2009

Завершена работа над итоговым вариантом рекомендаций I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа

С 13 по 15 мая 2009 года в Уфе (Республика Башкортостан) прошел I Форум молодых ученых Приволжского федерального округа, организатором которого выступило Региональное отделение Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Федерального агентства по делам молодежи и Правительства Республики Башкортостан.

В мероприятии приняли участие молодые ученые из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в том числе руководители региональных отделений Российского союза молодых ученых, советов молодых ученых научных организаций и образовательных учреждений, а также представители федеральных и региональных органов государственной власти и приглашенные эксперты.

РЕКОМЕНДАЦИИ
I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа
(Республика Башкортостан, г. Уфа, 13-15 мая 2009 года)

Секция "Межсекторное взаимодействие науки, бизнеса и власти
в инновационной сфере: проблемы и тенденции"

В современном мире уровень социально-экономического развития любой страны зависит не только от наличия богатых природных ресурсов и благоприятного географического положения, но и от эффективности использования интеллектуального потенциала: наиболее конкурентоспособными являются страны, уделяющие значительное внимание коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационному сектору экономики.

В последние годы приоритетом развития России провозглашены построение общества, основанного на знаниях, и переход к инновационной экономике, однако нерешенные проблемы правового, экономического и организационного характера приводят к крайне низкому уровню инновационной активности в нашей стране.

Также вызывает опасение тот факт, что в последнее время под понятием "инновации" на различных уровнях все чаще подразумеваются организационно-управленческие, а не технологические новшества, в действительности являющиеся "фундаментом" опережающего роста национальной экономики на базе научно-технического прогресса.

В связи с этим участники секции "Межсекторное взаимодействие науки, бизнеса и власти в инновационной сфере: проблемы и тенденции" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).

1. Значительное усиление внимания при реализации государственной политики в сфере инноваций к вопросам поддержки (в том числе финансовой) научной и инженерной деятельности как основных источников технологических новшеств, необходимых для построения инновационной экономики и повышения конкурентоспособности России на базе научно-технического прогресса.

2. Осознание на всех уровнях государственной власти неразрывности трех составляющих инновационного процесса – науки, инженерной деятельности, предпринимательства, одновременное стимулирование которых будет способствовать повышению уровня инновационной активности в России.

3. Совершенствование законодательной базы в сфере инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности, предусматривающее, среди прочего:

  • внесение необходимых поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", учитывающих специфику финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
  • регулирование вопросов учреждения государственными научными организациями и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности;
  • формирование правовых основ для расширения практики паритетного финансирования инновационных проектов в рамках межсекторного взаимодействия "наука-бизнес-власть";
  • ускорение и упрощение экспертиз, необходимых для внедрения разрабатываемых инноваций, как на этапе регистрации патента, так и на этапе внедрения в производство;
  • разработку комплекса специальных мер по государственной поддержке предприятий, приобретающих отечественные инновации, защищенные патентами;
  • регламентирование процента используемого отечественного оборудования по отношению к иностранной аппаратуре и разделение тендерных закупок оборудования в некоторых отраслях для отечественных и зарубежных производителей;
  • заключение международных соглашений о признании российских патентов в других странах и др.

4. Создание действенных механизмов контроля за государственными расходами на поддержку инновационной деятельности и проведение последующей оценки эффективности (качественной и количественной) полученных результатов на основе единой методологии, разработанной с участием представителей органов власти, научного и бизнес-сообщества.

5. Ускорение формирования приоритетов инновационного развития регионов России, создание или совершенствование соответствующей инфраструктуры (технопарки, центры трансферта технологий и т.п.) с целью территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов, способствующей повышению инновационной активности (с учетом имеющегося положительного российского и международного опыта), а также внедрение системы мониторинга и статистического учета инновационной деятельности, ведущейся в регионах.

6. Создание во всех научных организациях и образовательных учреждениях специализированных структурных подразделений (в том числе молодежных инновационных центров), деятельность которых будет направлена на коммерциализацию результатов ведущейся научно-технической деятельности, с регулярным обучением и повышением квалификации сотрудников данных подразделений по вопросам развития межсекторного взаимодействия науки, бизнеса и власти в инновационной сфере.

7. Повышение внимания научных организаций и образовательных учреждений, а также отдельных ученых и инженеров к важности детальной проработки обоснований и презентаций научно-технических проектов, имеющих инновационные перспективы, с целью усиления потенциальной привлекательности для бизнес-сообщества.

8. Объективизация системы поддержки инновационных проектов, включающая информирование о квалификационных критериях, предъявляемых к конкурсным работам, объявление балльных результатов проводимых экспертиз, проведение контроля полученных результатов независимыми экспертами, внедрение результатов исследования с целью подтверждения полученных результатов, создание списка эффективных грантополучателей и авторов сомнительных работ по результатам независимой экспертизы и т.п.

Секция "Международное сотрудничество и академическая мобильность
как факторы активизации научно-исследовательской деятельности"

Изучение опыта коллег является важнейшей составляющей профессионального роста любого ученого и преподавателя, а смена места работы (временная или постоянная) способствует накоплению опыта и повышению квалификации.

В этой связи стимулирование и инфраструктурная поддержка со стороны государства мер, направленных на расширение программ стажировок и повышение академической мобильности внутри страны, расширение горизонтальных связей в научном сообществе исключат фрагментацию научно-образовательного пространства и будут способствовать эффективному развитию сферы науки и образования в целом.

Данные вопросы имеют особую актуальность для России, отличающейся значительной географической протяженностью, вследствие чего возникают определенные сложности в установлении эффективного взаимодействия между учеными и преподавателями, представляющими удаленные друг от друга регионы (например, центральные регионы России и Дальний Восток).

Развитие международного сотрудничества также представляется одним их важных путей совершенствования российской сферы науки и образования, так как способствует ее обогащению новым опытом, имеющимся в ведущих мировых научных и образовательных центрах, поддерживает на высоком уровне требования к качеству научной продукции в стране, укрепляет положительный международный образ российской научно-образовательной сферы.

Особо следует отметить, что общее прошлое и важность сохранения исторических связей между государствами-участниками СНГ обуславливают необходимость разработки соответствующих мер, реализация которых будет способствовать расширению взаимодействия между учеными и преподавателями наших стран.

В связи с этим участники секции "Международное сотрудничество и академическая мобильность как факторы активизации научно-исследовательской деятельности" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).

1. Создание Российского бюро академических обменов и стажировок, задачей которого будет финансирование, мониторинг эффективности, экономико-правовой анализ и развитие обменов и стажировок в России.

2. Совершенствование законодательной базы в сфере обменов и стажировок в России, предусматривающее, среди прочего следующие виды стимулирования академической мобильности:

  • через государственные структуры, содействующие развитию стажировок и обменов (Российское бюро академических обменов и стажировок и др.);
  • по двухсторонним и многосторонним долгосрочным соглашениям между научными организациями и образовательными учреждениями на регулярной основе;
  • по приглашениям научных организаций и образовательных учреждений в рамках выделяемого им бюджета на привлечение специалистов по контрактам на временную работу, в том числе из-за рубежа;
  • в рамках международных летних школ для молодых ученых и преподавателей;
  • путем создания временных творческих коллективов из представителей разных организаций для работы по актуальным проблемам науки, финансируемых за счет целевых грантов;
  • введение стажировок студентов-дипломников (в отличие от учебно-производственных практик стажировки должны предусматривать обучение в сторонних вузах) как составляющей государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

3. Формирование системы обменов и стажировок между научными организациями и образовательными учреждениями государств-участников СНГ, предусматривающей заключение соответствующих межгосударственных договоров относительно принципов проведения научно-образовательных обменов и стажировок на пространстве СНГ, создание инфраструктуры содействия подобным обменам и стажировкам, а также выделение грантов и целевого финансирования для этих целей и введение льгот для организаций (в т.ч. негосударственных), принимающих иностранных стажеров из стран СНГ.

4. Расширение участия российских ученых и преподавателей в международных обменах и стажировках, в том числе посредством финансирования со стороны научных организаций и образовательных учреждений стажировок в научных школах за рубежом; приглашения российскими научными организациями и образовательными учреждениями зарубежных коллег для работы на временной основе; реализации специальных программ приглашения для работы на временной основе в России соотечественников, которые на постоянной основе или длительное время работают за рубежом.

Секция "Общественные объединения сферы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее"

Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса являются одним из стратегических приоритетов России. Немаловажная роль в этих процессах отводится молодым ученым и преподавателям, так как именно молодежь должна стать преемником научных знаний, накопленных старшими поколениями, и не допустить потери преемственности в сфере науке и образования. Вследствие чего необходимы усиление внимания органов государственной власти к молодым ученым и преподавателям и реализация специальных мер, направленных на повышение научно-технической, инновационной и общественной активности молодого поколения, работающего в сфере науки и образования.

Однако решение вышеназванной и других задач в научно-образовательной сфере невозможно без активного взаимодействия сторон, а также наличия механизмов для осуществления общественного мониторинга и "обратной связи" при разработке и реализации со стороны государства соответствующего комплекса мер.

В качестве подобных механизмов наиболее целесообразными представляются общественные объединения сферы науки и образования, деятельность которых основана на принципах самоуправления.

В связи с этим участники секции "Общественные объединения сферы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее" I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа отмечают важность реализации следующих мер (в соответствии со сферой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, научных организаций и образовательных учреждений и др.).

1. Вовлечение общественных объединений сферы науки и образования в процессы разработки и реализации государственной и региональной научно-технической и образовательной политики в качестве экспертных организаций.

2. Привлечение представителей общественных объединений сферы науки и образования для участия в работе различных консультационно-совещательных структур, деятельность которых затрагивает вопросы науки, образования, инноваций и молодежной политики.

3. Усиление взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти с общественными объединениями сферы науки и образования по широкому спектру вопросов, связанных с совершенствованием социально-общественного устройства России, разработкой научно-обоснованных программ системных преобразований общественных отношений и механизмов их реализации.

4. Оказание содействия и поддержки со стороны федеральных и региональных органов государственной власти значимым инициативам общественных объединений сферы науки и образования, в том числе различным мероприятиям, направленным на развитие взаимодействия между представителями молодого поколения российского и зарубежного научного и образовательного сообщества, повышение инновационной и общественной активности молодых ученых и преподавателей России.

5. Проведение целенаправленной информационной кампании в средствах массовой информации с участием общественных объединений сферы науки и образования, направленной на формирование восприятия научно-технической и инновационной деятельности как одной их перспективных форм самореализации (т.н. "популяризация" сферы науки и инноваций в широких слоях российского общества), при последовательном решении существующих проблем в данной сфере.

6. Оказание содействия консолидации и формированию общественных объединений из числа российских ученых, работающих за рубежом, с целью создания условий для развития более эффективного сотрудничества с коллегами в России.

Участники I Форума молодых ученых Приволжского федерального округа выражают благодарность Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых" за подготовку и проведение данного мероприятия и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Федеральному агентству по делам молодежи и Правительству Республики Башкортостан за оказанную поддержку.

Участники Форума отмечают целесообразность ежегодного проведения подобного мероприятия, в связи с чем обращаются к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и руководителям субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, с просьбой об оказании поддержки подготовке и проведению подобного мероприятия (II Форума молодых ученых Приволжского федерального округа) в 2010 году.

Темы: межрегиональный форум ПФО рекомендации

« к началу страницы