Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/events/218.html (версия для печати)

03.12.2007

Завершена работа над итоговой резолюцией круглого стола "Молодые кадры в сфере науки и образования России"

Редакционная группа завершила работу над итоговой резолюцией круглого стола "Молодые кадры в сфере науки и образования России", состоявшегося в Санкт-Петербурге 23 ноября 2007 года. Текст документа с учетом поправок и добавлений, внесенных и утвержденных участниками круглого стола, приведен ниже.

Резолюция
круглого стола "Молодые кадры в сфере науки и образования России"
Международного форума "Молодежь и общество навстречу друг другу"
(Санкт-Петербург, 23 ноября 2007 года)

Мы, участники круглого стола – представители ведущих научных организаций и образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других регионов России, молодежных общественных объединений в сфере науки и образования, бизнес-сообщества, – поддерживаем решение Президента России о создании Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи как федерального органа, ответственного за организацию мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию и поддержку талантливой молодежи, создание условий для обеспечения реализации молодежью своих профессиональных возможностей.

В связи с этим считаем важным отметить, что для обеспечения конкурентоспособности, безопасности, устойчивого и динамичного развития нашей страны органам государственной власти и местного самоуправления в вопросах поддержки талантливой молодежи необходимо уделять приоритетное внимание работе с представителями молодого поколения, эффективно осуществляющими деятельность в сфере науки и образования или имеющими значительный потенциал для этого, а также оказывать всемерное содействие процессам вовлечения молодежи в сферу науки и образования и формированию соответствующих жизненных ценностей и приоритетов в российском обществе.

По итогам дискуссии на круглом столе считаем важным особо выделить следующие моменты:

1. В современном мире социально-экономическое процветание и конкурентоспособность любого государства всецело зависит от уровня развития сферы науки и образования. Поэтому решение задачи эффективного воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере – привлечение и закрепление в ней молодежи – должно стать одним из приоритетов в стратегии развития нашей страны и, в частности, в деятельности Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи. Со своей стороны участники круглого стола и организации, ими представляемые, готовы конструктивно взаимодействовать с Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи в решении поставленных задач и формировании государственной системы работы с талантливой молодежью, в которой целесообразно учесть положительный советский опыт.

2. Выявление и поддержка талантливых и мотивированных учеников старших классов школ является основой для обеспечения притока новых кадров в сферу науки и образования, поэтому важнейшей задачей государства и общества является развитие системы олимпиад, конкурсов и иных форм привлечения старшеклассников к научно-исследовательской работе. В этой связи целесообразно пересмотреть порядок реализации Указа Президента №325 от 06.04.2006 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" и подготовить новый проект Указа на период после 2008 года, способствующий значительному усилению и расширению государственной поддержки победителей школьных олимпиад по тем предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые важны для обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства и требуют раннего выявления и развития способностей школьников, а также поддержки специализированных образовательных программ для школьников по таким предметам.

Также считаем необходимым обратить внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и других профильных ведомств и учреждений на необходимость усиления государственной поддержки системы олимпиад, учебно-научных конкурсов и специализированных образовательных программ для школьников на федеральном, региональном и местном уровнях при обеспечении серьезной экспертной оценки качества за счет реального взаимодействия между органами государственной власти всех уровней, научных организаций, образовательных учреждений и молодежных общественных объединений в сфере науки и образования.

3. Для реализации предусмотренных стратегическими документами Российской Федерации положений о приоритетной поддержке фундаментальной науки, подготовке научно-педагогических кадров, интеграции высшего образования и фундаментальной науки необходима приоритетная государственная поддержка ведущих исследовательских университетов или их факультетов и межфакультетских программ, осуществляющих научные исследования и подготовку научных кадров на мировом уровне, а также ведущих академических институтов, сотрудничающих с исследовательскими университетами в подготовке научных кадров. Такая поддержка должна сочетаться с существенным расширением и диверсификацией грантовой системы, позволяющей эффективно стимулировать научные группы, ведущих специалистов и перспективных молодых ученых, занимающихся как научной деятельностью, так и участвующих в подготовке новых научных кадров вне ведущих научно-образовательных центров. При этом представляется недопустимым ограничение фундаментальной науки какими-либо искусственными "приоритетами": главным критерием целесообразности государственной поддержки фундаментальных исследований должно быть только их соответствие мировому научному уровню.

С целью повышения интереса у студентов к сфере науки и образования считаем целесообразным оказывать поддержку формированию и развитию студенческих научных обществ – молодежных общественных объединений, показывающих свою эффективность в решении поставленных задач при правильной организации их работы.

4. Для повышения эффективности воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере необходим коренной пересмотр принципов осуществляемой кадровой политики, начиная от аспирантуры и системы аттестации научных кадров, и заканчивая введением института научных консультантов. Кадровая система сферы науки и образования должна базироваться на принципах реальной конкурсности, ответственности за научный и научно-педагогический уровень, мобильности. Кроме того, для обеспечения гарантированной Законом "О науке и государственной научно-технической политике" свободы творчества субъектам научной и научно-технической деятельности необходимо существенное упрощение формального порядка расходования средств, выделяемых из бюджета на нужды науки и образования, при существенном ужесточении контроля за реальной эффективностью освоения этих средств с помощью системы квалифицированной, объективной и прозрачной экспертизы научных, научно-образовательных и научно-технических проектов и результатов их выполнения.

5. Осознавая негативные последствия того, что многие перспективные и талантливые представители российской молодежи выбирают для себя работу в зарубежной научно-образовательной сфере, считаем важным извлечь из этого факта максимальную пользу для государства, в первую очередь, путем налаживания конструктивного взаимодействия с зарубежной российской научной диаспорой, особенно с ее молодежной частью, а также с помощью поощрения и развития государственной поддержки системы академических обменов, например, посредством создания Российского Бюро академических обменов и стажировок, реэмиграции наиболее успешных в сфере науке и образования соотечественников. При этом целесообразно максимально использовать имеющийся положительный мировой опыт.

Темы: круглый стол рекомендации